! Сегодня
 

ТАКСИ У ПРИЧАЛА: новые виды общественного транспорта Сочи не такое далекое прошлое и, видимо, близкое будущее

ТАКСИ У ПРИЧАЛА: новые виды общественного транспорта Сочи не такое далекое прошлое и, видимо, близкое будущее

Варвара Леонова когда-то работала в сочинском морском порту. Она продавала билеты на рейсы морских такси. Небольшие катера на подводных крыльях принимали на борт по 15-20 человек и развозили людей по морю во все районы Сочи. Это было намного быстрее, чем автобусом и по времени в пути сравнимо с электричками «Ласточка».  Да и передвигаться на свежем морском воздухе гораздо приятней, чем в салоне даже кондиционированного микроавтобуса заграничной марки «Мерседес».

 - А на Красную Поляну мы и вовсе летали вертолетом, билет стоил два рубля пятьдесят копеек, - вспоминает Варвара Михайловна. – Давно дело было. Мы гордились – это была единственная в Советском Союзе вертолетная пассажирская линия…

На Красной Поляне вертодром существует до сих пор. Там иногда садится президентский борт и дежурит МИ-8 МЧС.  А от сочинского вертодрома осталось одно название. «Вертодром» - это бывшая городская барахолка, а ныне мелкооптовый рынок. Правда, часть исторического вертодрома успело занять МЧС и использует его по назначению…

   Да, да в адлерском аэропорту когда-то базировалась целая вертолетная «пассажирская» эскадрилья, которая занималась перевозками гостей и жителей курорта в Красную Поляну, горную Аибгу, а еще обеспечивала доставку древесины с горных делянок, что, безусловно, было намного гуманнее для природы, чем использование гусеничных тракторов.

СТРУННАЯ «МАРШРУТКА»
Мелководный причал в сочинском морском порту работает до сих пор, но не ходят регулярные «Кометы» в Керчь и Батуми. Не добраться морем до Лазаревского, Адлера, Туапсе, Геленджика и Анапы. На мелководном причале стоят в ожидании хозяев лишь несколько частных яхт…

   Автомобили, автомобили буквально все заполонили, хотя, конечно, «пробковая» проблема Сочи после зимней Олимпиады потеряла свою остроту и актуальность. Новых развязок и дорог построили великое множество и теперь, самое время, думать о диверсификации транспортной ситуации в Сочи. Пора просто вспомнить хорошо все забытое. Как это у нас часто бывает новые идеи хранятся в прошлом любимого города…   

   Старожил Сочи, кандидат экономических наук Владимир Леонов еще в советский период изучал транспортные проблематику главного российского курорта.

- В свое время на сочинской горе Батарейка построили фуникулерную станцию, - рассказывает Владимир Акимович. - Планировалось, что в вагончике по канатной дороге можно будет спускаться в центр города и возвращаться домой за несколько минут. Такие «остановки» общественного воздушного транспорта думали сделать в разных микрорайонах города. Однако, идея не получила развития.  Единственное, что ввели в строй это канатную дорогу для подъема туристов в парк «Дендрарий...». Да и еще несколько санаториев построили канатку на свой пляж…

 Понятно, что объездные дороги вокруг Сочи, которые соорудили к Олимпиаде-2014, кардинально улучшили транспортную ситуацию в городе и курорте. По-моему, наступила «самое время» не останавливаться на достигнутом. Двигаться дальше – по пути внутригородских канатных дорог, морского такси и пассажирских внутригородских вертолетных рейсов. Например, почему бы не пустить «вертолетную маршрутку» между центром Сочи и Лазаревским. Тем более, что в Лазаревском остался «старый вертодром». Время в полете – 20 минут…

А канатные дороги над городом – эта идея «из прошлого» и вовсе вполне вписывается в планы дальнейшего развития Сочи как горноклиматического курорта.  В середине прошлого века проект «висячих дорог» над городом обсуждался очень серьезно и предметно. Зримым доказательством намерений до сих пор стоит «памятником архитектуры» первая фуникулерная станция «воздушного автобуса» на горе Батарейка. Дальше такие станции планировались в центре города, в «горных» микрорайонах курорта – на Бытхе и улице Виноградной. Думали, связать «канаткой» и горные экскурсионные объекты Сочи – гору Ахун, Орлиные скалы, Ореховские водопады.  Теперь этот струнный транспорт можно было назвать воздушной «Ласточкой», подвесной «электричкой».

Пора вспоминать.
МОРЕМ ИДЕМ С РАБОТЫ
Совсем недавно в «транспортном Сочи» случилось еще одно очень знаковое событие.  Министр транспорта России Максим Соколов открыл обновленное здание морского вокзала "Мацеста".  С прошлого века этот уютный морвокзальчик «пылился», одиноко загорал в запустении и требовал реконструкции.  А построили портопункт «Мацеста» еще в 1936-м году и в то далекое время его можно было назвать транспортным хабом, куда стекались морской и наземный транспорт. Соединялись в нем. На современном языке это был транспортно-пересадочный узел – ТПУ. Подобные «морвокзальчики-ТПУ» воздвигли почти по всей береговой северной линии Сочи – Лазаревском, Головинке, Лоо, Дагомысе. На Мацесту, в Хосту и Адлер
пролегала морская линия на Юг, вплоть до абхазской Гагры и Пицунды.  Вдоль всех 145-ти километров пляжной полосы Большого Сочи действовали портопункты для морских такси и прогулочных катеров…
Теперь портопункт «Мацеста» возродился, и тенденция «на реструктуризацию» транспортных потоков становится постолимпийским трендом Сочи. Более того, вопрос «на чем перевозить пассажиров по морю» решен ярославскими судостроителями. Не так давно в Сочи проходил испытания первый морской экспресс, построенный ярославцами, и, стало быть, в этом смысле держава не зависит от «мистральных» французов…
Новое морское такси принимает на борт 28 пассажиров и развивает скорость 40 узлов!  Путь из Сочи в Адлер или Лазаревское будет гораздо быстрее автобуса и даже электрички. Не случайно этот комфортабельный катер называют морским «мини-самолетом». Понятно, что такие суда и могли бы стать основной сочинского парка морских маршрутных такси…
Напомню, что на тему «Развитию морского сообщения в России» Президент РФ Владимир Путин не так давно проводил специальное совещание. В итоге этого конкретного и предметного разговора была обозначена четкая дата возобновления морских круизных линий в Крым и Турцию http://сочи-новости.рф/main/122-stambul-v-illyuminatore.html
Теперь дело за малым, за малым «пассажирским» флотом-такси, который мог бы выполнять и маршрутные рейсы по морю вдоль берегов самого Сочи. По-моему, даже в ясельных группах детских садов Барселоны дети знают, что Сочи протянулся вдоль берега моря на 145 километров (в других источниках на 148 км.). Словом, море деятельности ограничено только Государственной границей. Да и видимо, морское такси-маршрутка в Абхазию может быть востребованным маршрутом и маршруткой…
После открытия портопункта для морских такси не буду впадать в нью-васюковскую эйфорию и ждать появления внутригородских канатных дорог. Впрочем, что и говорить с удовольствием полетел бы утром из Сочи в Лазаревское на дирижабле, если бы не достал билет на крылатую морскую «Комету», не поместился в вертолет или не опоздал на последнюю электричку. Хотя нет. Воспользовался бы морским такси, на котором в Сочи ездил герой Юрия Никулина из фильма «Бриллиантовая рука», купив билет в сохранившейся еще кассе, где когда-то работала у Варвара Леонова. Хотя, конечно, наши люди в булочную на морском такси не ездят. Пока.


Гайнан БОЧКАРЕВ

рейтинг новости: 
ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ:

СТАЛИН И СОЧИ

  • 22 апр, 18:47

ПОРТ ОЖИДАНИЯ

  • 22 фев, 13:46
КОММЕНТИРОВАТЬ

ТЫ МЕНЯ ЖДЕШЬ

  • 04 март 2024, 22:47
  • 0

СЫН ОФИЦЕРА. Очень личное

  • 22 февраль 2024, 09:49
  • 0
Фотовитрина