! Сегодня
 

WЕlCOME TO SOCHI!

WELCOME TO SOCHI!

В дни Чемпионата мира по футболу FIFA 2018™ Сочи стал напоминать Земной шар в миниатюре, где от одной страны до другой всего несколько шагов

В районе Центрального рынка целая команда иностранных футбольных болельщиков двигалась по навигатору смартфона. Правда, все равно заблудились. Как-то растерянно пробовали клубнику и персики. Оглядывались по сторонам, видимо, хотели найти «языка» или увидеть медведей. Надо отдать должное сочинцам: тремя словами «о,кей», «вэри гуд» и «сэнкью» они подробно объясняли, что «медведей нет», а еще, как добраться от рынка до Олимпийского парка. Все-таки изучение английских слов по настоянию администрации города даром не прошло:
Наши:
- Гоу ин Олимпик парк?
Иностранцы:
- О, кей.
Иностранцы:
- Гоу ин Олимпик парк?
Наши:
- О, кей!
Что и говорить, мы подучили английский…  
Иностранцы:
- Хау мач фрут?
Наши:
- Матч – стадион «Фишт»!
И главное после таких диалогов люди улыбаются, понимают, что толком ничего не поняли, но, все понятно.

Во время Чемпионата мира по футболу в Сочи приехали около миллиона болельщиков, причем, двести тысяч гости из-за рубежа. Об этом сообщил начальник управления по курортному делу и туризму администрации города Сочи Сергей Доморат в городском пресс-центре. Естественно, иностранцев на улицах прекрасно видно по бесшабашно-веселому поведению и тому, что они не прячут открытые бутылки с пивом в непрозрачные пакеты с надписью «Kislovodski narzan».В эти футбольные дни Сочи как бы вернулся в прошлое, когда по городу разъезжали автобусы «Inturist», а сочинские мальчишки в парке «Ривьера» попрошайничали у гостей из социалистических стран жевательную резинку «Лелик и Болик» производства Чехословакии…
Вот и вовремя массовой встречи болельщиков в аэропорту Сочи я обратил внимание на двух элегантных девушек, не в кокошниках, а в элегантной униформе с табличкой «Интурист».  Для тех, кто подзабыл знаковые факты, всколыхну волны исторической памяти: в советские времена в Сочи активно работал филиал ВАО «Интурист». Аббревиатура той могучей компании расшифровывалась солидно и громоздко: «Внешнеэкономическое акционерное общество по туризму и инвестициям». Зарубежный туризм и инвестиции всегда шли рука об руку и нога в ногу…Компания «Интурист» была основана 12 апреля 1929 года в формате Государственного акционерного общества по иностранному туризму в СССР. «Интурист» первоначально не имел собственной материальной базы и для развития иностранного туризма направлением «СССР» в 1933 году это государственное акционерное общество было объединено со Всесоюзным акционерным обществом «Отель», получив в своё ведение сеть гостиниц, ресторанов и автотранспорт. Причем, со временем «Интурист» создал свой комфортабельный автобусный парк и в Сочи открыли целый гараж «Интуриста». Главным отелем для зарубежных гостей на нашем курорте сначала стала гостиница «Камелия», затем «Жемчужина» и, наконец, пиком и шиком развития иностранного туризма в Сочи принято считать строительство гостиничного комплекса «Дагомыс», с валютными барами, магазинами сети «Березка» и центром буржуазных развлечений…
По объемам приема иностранных гостей в середине восьмидесятых годов прошлого века Сочи входил в тройку самых посещаемых городов Советского Союза. Ежегодно на наш город-курорт добирались около 200 000 иностранцев (чемпионат мира по футболу практически повторил эту цифру). Откуда были гости? Львиную долю турпотока составляли жители Польши, ГДР, Чехословакии и Болгарии. А среди стопроцентно капиталистических стран на сочинском рынке интуризма безусловное лидерство захватила Финляндия, где свирепствовал сухой закон. Питейных туристов из этой скандинавской страны было так много, что среди сочинцев они получили даже вкусное прозвище «финики». Кстати, если финны вернутся их ждет новый сочинский тур маршрут «Хмельная миля», который будто бы специально для них и создан…
Естественно, видимое присутствие интуристов в стране тотального дефицита качественных товаров, привело в местах массового скопления зарубежных гостей к возникновению черного «рынка продаж» фирменной одежды. Например, джинсы с иностранных рук стоили 100 рубчиков, тогда как средняя зарплата трудящихся не дотягивала до 120 рублей в месяц. Процесс «отговаривания с рук» иностранцев процветал рядом с интуристовскими отелями и, например, площадь перед «Жемчужиной» в народе окрестили «бомбино-плац». На «бомбино» определенная категория советских граждан «бомбила» иностранцев, скупая у них фирменное барахлишко с целью перепродажи друзьям и соседям по хрущевке. Естественно, зарубежные гости не были в накладе - на вырученные деньги они скупали по смешным госценам черную икру в рыбном магазине «Океан» и советские золотые изделия в  «Изумруде». Продав пару «варенных» штанов, иностранец в Советском Союзе мог просто озолотиться…

Все изменилось, но возвращается на круги своя. В последнее время и со всей очевидностью наметилась тенденция увеличения туристического потока иностранцев в Россию. Сочи в этом процессе легко может занять первые ступеньки пьедестала. Зимняя Олимпиада-2014 априори превратила Сочи в потенциальный курорт международного уровня, а россияне теперь покупают не колечки, а сами магазины по продаже золота в Арабских Эмиратах и Египте. К нашим мужикам бегут американки, а Польша поняла, что бывает, когда Россия перестает покупать яблоки. В Сочи завершилась классификация отелей, для гостей введен принцип «все включено» (по заграничному Oll Inclusive) и, самое главное «tax-fri» - возврат 20 процентного налога. Кто не знает, что иностранцы склоны к экономии и скупердяйству и, конечно, эти новшество добавит Сочи привлекательности у интуристов.
Естественно, на олимпийской звездной инфраструктуре самое время развивать в Сочи круглогодичный иностранный туризм, о чем глава города Сочи Анатолий Пахомов начал говорить громко, ясно и во всеуслышание. По мнению мэра нашего города-курорта, России необходимо внедрять комплексные туры для иностранных граждан и разработкой таких пакетных предложений сможет заняться создаваемая Ассоциация курортных городов. Однако, «только Сочи» многим иностранцам маловато. За одну поездку зарубежные туристы хотели бы посетить несколько городов страны, например, сначала приехать в Сочи, побыть дней шесть, затем побывать в Крыму, полететь в Санкт-Петербург. Как как-то подчеркивал Анатолий Пахомов, «у Ростуризма и у нас, глав курортных городов, появилась инициатива создать ассоциацию, и через ассоциацию создавать туры. Это будут совершенно новые предложения специально для иностранцев, которые будут не только купаться в море, загорать, оздоравливаться, но и проводить время на экскурсиях». Кстати, благодаря Олимпиаде, в Сочи появилось много молодых людей, спокойно «шпрехающих» на немецком и «спикающих» на английском. Стало быть, с экскурсоводами для европейцев проблем нет. Кстати, как подчеркивает Анатолий Пахомов, интерес к Сочи проявляют именно гости из Европы, а еще многочисленные граждане Китая и Ирана.
Озаботились развитием масштабного иностранного туризма на родных просторах и в правительстве России. Ускорение в этом вопросе придал свободный порт Владивосток. Прибывающие в Россию через эту морскую гавань иностранцы теперь легко могут оформить однократные обыкновенные визы со сроком пребывания в России до восьми дней и получить разрешающий документ в электронном виде. По словам Дмитрия Медведева, введение электронных виз позволит увеличить иностранный турпоток и благоприятно скажется на улучшении деловых контактов. Проект нового «визового документа» недавно поступил в Государственную Думу и не исключено, что к процессу упрощения визового режима во время чтений депутатами подключат и Сочи. В каком-то смысле прообразом упрощенного передвижения по России может служить и опыт «Паспорта болельщика», своего рода упрощенная виза. Видимо, по этой схеме можно подумать и о «паспорте иностранного туриста», который избавит зарубежного отдыхающего от излишних формальностей…  В тренде увеличения иностранных турпотоков на родной курорт и развитие круизного сообщения в акватории Черноморья и Средиземноморья. Я имею в виду Турцию и Грецию, куда рейсы, уверен, все-таки раскупорят…
Как-то само собой, Чемпионат мира по футболу FIFA 2018™ заново открыл Россию для «массового иностранца». Открыл зарубежным гостям Сочи. Дело за малым, чтобы наши власти сумели удержать эту тенденцию, развить ее, углубить и укрепить. На этом пути, видимо, самым трудным будет обеспечить «иностранную» транспортную доступность Сочи в том объеме, которого достиг Чемпионат мира по футболу с его прекрасно продуманной  логистикой передвижения иностранцев по России.
На мой взгляд, в городской администрации сразу после футбольного мундиаля надо создавать отдел по иностранному туризму со всеми вытекающими из этого задачами и полномочиями по развитию интуризма в Сочи.
WELCOME TO RUSSIA! – это новый тренд, а наш город всегда старается быть в тренде.

Словом, Welcome to Sochi, дорогие товарищи! Надеюсь, иностранные болельщики вернутся в Сочи простыми отдыхающими на пляж и в горы. 
Отдохнуть и поправить здоровье, чтобы не болеть.

Гайнан БОЧКАРЕВ
Фото автора
рейтинг новости: 
ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ:

ЭФФЕКТ FAN ID

  • 09 июл, 23:30

ЗОНА FAN ID

  • 14 июн, 23:32

ДУ Ю СПИК

  • 08 сен, 07:31

СТАЛИН И СОЧИ

  • 22 апр, 18:47
КОММЕНТИРОВАТЬ

ТЫ МЕНЯ ЖДЕШЬ

  • 04 март 2024, 22:47
  • 0

СЫН ОФИЦЕРА. Очень личное

  • 22 февраль 2024, 09:49
  • 0
Фотовитрина