! Сегодня
 

ТАЙГА ХОДИТЬ, КИПАРИС СМОТРЕТЬ

ТАЙГА ХОДИТЬ…


Руководство по набиванию шишек для «понаехавших» в Сочи


«Тайга ходить, шишка бить.» Существует у сибиряков такая ироническая фраза. Она произносится с хитрым чалдонским прищуром. И означает намёк на высший пилотаж проверки на прочность. Аналогичная ей фраза: «Тайга поверять будет.» Человек, произносящий эти почти что сакральные формулы-заклинания может и не быть таёжником, жить в мегаполисе трёх академий наук, каждое утро зависать на своей «японке» в автомобильной пробке, высиживать в офисе , носиться по встречам с клиентами или объёзжать строительные объекты, но фантазировать, что он на «шишкобое». Почти любому сибиряку когда-нибудь доводилось «шишковать». А это значит –таскать тяжелючий «байдон»(бревно, которым сотрясают ствол кедра, чтобы шишки посыпались). Грузить позвоночник мешками с шишками. Обливаться потом, петляя по тропам непролазного бурелома...

  Попав в Сочи, я в который раз ощутил себя на «шишкобое». Понятно, фигурально выражаясь. В городе-курорте мирового теперь уже значения легко набить шишек, а то и поймать такую волну экстрима, что просто – мама не горюй. Впрочем, первых шишек я набил не в Сочи, а в Крыму, отправившись «по приглашению» к коллеге –писателю. Он жил в режиме-летом в домике, неподалёку от места обитания Грина, Волошина и Сестёр Цветаевых, зимой – в Северной Пальмире. Зазывая меня в края алых парусов и киммерийских пилигримов, он писал мне на «емелю»: «Брат! Выкрои денег только на дорогу ко мне. Питаться будешь за мой счёт.  На обратную дорогу я тебе дам…»

 В итоге мне пришлось и на пропитание, и на возвращение зарабатывать деньги уличными концертами. Благо гитара была с собой, а репертуар классических пьес я пронес по жизни через все радости и невзгоды. Так я стал стритарём черноморского побережья. Второй раз я вляпался, отправившись «по приглашению» к земляку из перебравшихся в Сочи ещё  в доперестроечные времена. Обзнакомились мы с бывшим героем колымов на нефтедобывающих Северах в Интернете. Он пригласил меня обработать его мемуары. И опять то же самое: приезжай, а тут разберёмся. Жена предупреждала: второй раз наступаешь на грабли! Но поскольку первое экстрим –путешествие привело к тому, что я вернулся с Черноморья поджарым и поджаренным на солнце до шашлыковой коричневизны, она всё же не сильно возражала. И я ломанулся…

 На этот раз зарабатывание денег «на стриту» завершилось задержанием гитариста-классика в одном из дворцовоподобных сочинских подземных переходов. По какому –то странному стечению  событий молоденький лейтенант полиции, уже направлявшийся в «околоток» для составления протокола по статье УК «Попрошайничество», вдруг передумал подвергать «отдыхающего» этой мацестинской процедуре, а отвёз меня в хостел в Хосте. В итоге на дорогу из аэропорта N-ска до площади классика, открывшего миру формулу рынка « товар-деньги-товар» мне кое –как удалось наскрести падавших на гитарный чехол монеток, а  от неё уже тащится с сумой на плечах пешком…

  И вот мне предоставилась счастливая возможность выслушать, как набивали в Сочи шишки другие сибиряки, москвичи, питерцы. Желающих провести идиллическую старость в домике на склоне горы с видом на море, пальмой под окном и гранатами в садике –пруд пруди. И заработав денег на Северах,  они попёрли в российский Рио-де-Жанейро. Ещё десяток лет тому назад(а именно тогда я впервые почувствовал под стопой извилистость черноморских троп Голицина и ощутил, как сыплются на мою голов у шишки) на склонах Сочи разворачивались драматические сюжеты из серии «обманутые дольщики».

Купленная за немалые деньги мечта, оказывалась избушкой на курьих ножках, а обременённый обязательствами застройщик исчезал бесследно. С деньгами.

 Мне довелось выслушивать жалобы постояльцев съёмных квартир на деспотизм их хозяев. Я выслушивал полные драматизма повести о том, как закалялся сибирский характер моих земляков при переезде из приполярья в субтропики. Мне даже довелось слышать мечты от «понаехавших» и приросших здесь надолго о том, как хорошо бы было переехать из Сочи куда-нибудь –в Красноярск, Новосибирск, Тюмень… Жарко, мол, здесь. И дорого…

И всё-таки –Сочи стоит того, чтобы перетерпеть и жару, и колючки юкк, и стремительное опустошение кошелька. Шишки и синяки , набитые от столкновения с иной реальностью быстро зализывают накатывающие волны. «Горячий ключ» согревает и бодрит. Субтропики насыщают здоровьем, как наваристый суп. Здесь в сезон по бросовым ценам  можно наесться местной хурмы и абхазских мандаринов. А лавровые кустарники произрастают в виде живой изгороди. А главное-здесь живут по –кавказскому гостеприимные, готовые прийти в трудную минуту на помощь, люди. С яркими , напоминающими остросюжетный роман, судьбами. Сочинцы.

Тем временем на похожем то ли на пихту, то ли на лиственницу в конце октября завязываются-нарождаются новые шишки. Пока что махонькие, мягонькие, вызывающие умиление, снимаемые на смартфоны.

-Извините. Вы не знаете как называется это дерево?

-Олеандр!-отвечает мне сочинец.

Ответ напоминает мне удар по темечку сорвавшейся с ветки кедровой шишки. Ощутимый, но приятный. Ведь расшелушив шишку, можно насладиться вкусными и питательными ядрышками. И даже поделиться добычей с приветливо распушившей хвост белочкой. Я вторгся в её владения. Но она терпит гостя…


Юрий ГОРБАЧЕВ,

член Союза писателей России –специально для «Сочи-Новости»

рейтинг новости: 
ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ:

СТАЛИН И СОЧИ

  • 22 апр, 18:47
КОММЕНТИРОВАТЬ

ТЫ МЕНЯ ЖДЕШЬ

  • 04 март 2024, 22:47
  • 0

СЫН ОФИЦЕРА. Очень личное

  • 22 февраль 2024, 09:49
  • 0
Фотовитрина