! Сегодня
 

СОЧИНСКИЙ СТИЛЬ ОЗЕЛЕНЕНИЯ: Истоки неповторимого зелёного убранства курорта

ФЕНОМЕН УСПЕХА СОЧИНСКОГО СТИЛЯ ОЗЕЛЕНЕНИЯ: ИСТОКИ НЕПОВТОРИМОГО ЗЕЛЁНОГО УБРАНСТВА КУРОРТА


К сожалению, так сложилось, что сегодня далёкие от труда на ниве озеленения курорта люди, просвещают городскую общественность об истоках зарождения «сочинского стиля», выдают свои догадки и цитаты из книг о мифическом тандеме архитекторов и озеленителей как непреложную истину. Поэтому хочется поделиться с вами своим видением происхождения методов и приемов, применяемых в зеленом оформлении улиц и парков курорта, основанном на личном общении и взаимодействии с мастерами этой отрасли города того времени.

Феномен успеха знаменитого сочинского стиля озеленения случился в результате искусного внедрения в ландшафтный дизайн советской школы аранжировки (современной флористики), основы которой лежат в природном стиле, зародившемся в начале XIX века в Европе. Особенно ярко, это явление, впоследствии пустившее сочинские корни, прослеживается в работах школы, которую возглавлял патриарх отечественной аранжировки, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР Михаил Мамулашвили (1873)Михо Мамулашвили прожил 100 лет, был уважаемым садоводом, как при дворах царских наместников, так и незаменимым и почитаемым человеком при советской власти. Говорят, что даже оформление основных траурных венков на похоронах Сталина доверили тоже ему. Он вошел в историю как один из отцов советского искусства аранжировки. Ведь слово «флористика» вошло в профессиональный лексикон уже во второй половине 90х годов и отдельного одноименного профессионального направления в СССР не существовало.

Наиболее характерным в его творчестве было подражание природе, использование в композициях коряг, камней, различных плетеных предметов. Насыщенность и многоцветье красок юга, применение этнографических аксессуаров, - все это придавало глубоко национальный колорит работам мастера. Он широко использовал и развил в своем творчестве традиционную европейскую форму композиции в виде «плато». Это любая плоскость, покрытая мхом, почвопокровными растениями, на которой располагалось бесконечное множество вариантов картин из цветов, камней, коряг и прочих предметов.

Грузинский мастер, именем которого названа улица в городе Мцхета, воспитал целую плеяду художников, чьи работы впоследствии удостаивались высоких оценок на Всесоюзных и Международных выставках. И, конечно, не обошло влияние его творчества и специалистов озеленителей из Сочи.

Прибывавшим по распределению в сочинские курортные учреждения и хозяйства из аграрных вузов страны молодым специалистам для работы в парках в нагрузку доставались функции флористов. Они оформляли цветами холлы и залы для приема гостей и проведения мероприятий, да и в парках творческая художественная часть работы агронома всё больше преобладала. Не стали исключением Сергей Ильич Венчагов и Наталья Ивановна Зотова, Олег Иванович Туровский и Владимир Андреевич Петухов, Подколзина Нина Ивановна и некоторые другие озеленители того времени.Сочинские специалисты искали все, что было доступно и возможно для изучения и применения в своей творческой практике. Например, Сергей Ильич был знаком с Михо Александровичем лично. Поддерживал общение с его дочерью, и бывал в его саду в городе Мцхета. Который, скорее всего и вдохновил его на творческое создание любимого гостями и жителями города уголка «Фитофантазия».

В сети вы сможете посмотреть короткометражный фильм Отара Иоселеани «Цветок, которого никто не может найти», сделанный в 1959 году. Текст фильма заставила приложить цензура и, вероятно, повлияла на сам сюжет. Но о том, как работал Михо Мамулашвили, мы cможем понять, и увидеть его композиции. Удивительная схожесть приемов - на лицо. Более того, рабочий стол грузинского аранжировщика из спиленного огромного пня сильно напоминает стол, который сделал Сергей Венчагов для своей бригады на участке у Зимнего театра.Владимир Петухов, который сегодня занимается восстановлением зеленых уголков Венчагова, познакомился с Сергеем Ильичом еще студентом, когда проходил преддипломную практику при Дендрарии. После защиты в 1969 году дипломной работы «Анализ композиций парков черноморского побережья» его направили на работу в УКХ Краснодарского края, а оттуда - в Сочи. Венчагов приютил его у себя дома на первое время в бараке на Бочаровом Ручье. Они много общались и обменивались своими задумками.
По прошествии небольшого количества времени, молодой специалист утвердился и освоился в профессии, городе и задачах, которые перед ним ставило руководство. И с большим трудом, но решительностью и настойчивостью, успешно их реализовывал. Вскоре Владимира Петухова назначают старшим ландшафтным архитектором треста зелено-паркового хозяйства и далее руководителем ландшафтной группы ПСБ УКХ Горисполкома Сочи.

Выпускнику Мичуринского Сельскохозяйственного института, агроному по специальности поручают разработать план практической реализации концепции «Город-сад». Теперь оторванная от местных реалий кабинетная документация, касающаяся курортного благоустройства от множества проектных организаций города и края, стекалась в проектно-сметное бюро УКХ, и в части озеленения перерабатывалась в соответствии с поставленными задачами и адаптировалась к производственным реальностям. Здесь же формировались потребности для выращивания посадочного материала и распределялись по хозяйствам города.

Сегодня старых специалистов, знающих и владеющих неповторимым сочинским стилем озеленения, в городе остались единицы. И его феномен лежит вовсе не в участии архитекторов в работе команд именитых озеленителей, а в профессиональном синтезе и творческом внедрении приёмов советской аранжировки в ландшафтное искусство в условиях городской среды, с нарушением всех норм, сформированных на тот момент в ландшафтном строительстве. Эффект от такого скрещивания отдалённых направлений и стал этим феноменальным явлением, который назвали сочинским стилем.

По воспоминаниям соратников Венчагова, вся работа архитекторов заключалась в том, чтобы не мешать. В случае Сергея Ильича это было и не возможно, ведь характер у него был - «только так и никак иначе». Рисовать он не умел, и согласовывать было нечего. А высокий результат почестей, который они разделили с сочинскими озеленителями, стал возможен благодаря профессиональному чутью и практическому опыту людей, работающих на улицах с живым зеленым материалом и не боящихся экспериментировать.

Заслуга Сергея Венчагова в художественном озеленении курорта, конечно, неоспорима. Но, справедливости ради надо заметить, что свой неоценимый труд, старания и таланты приложили ещё ряд специалистов зеленой отрасли курорта, без которых та высокая оценка «сочинского стиля озеленения» была бы недостижима.

А вот представление к государственной премии и утверждение кандидатур происходило строго согласно партийного порядка и регламента. Потому хотелось бы устранить эту несправедливость по отношению к ветеранам, создававшим зеленое убранство нашего города и осветить работы других участников, строивших город-сад, в наших последующих публикациях...

 
Алексей ПЕТУХОВ,
руководитель агрофирмы "Садовод"



На снимках: фитофантазия Сергея Венчагова; Сад Мцхета (композиции Михаила Мамулашвили); работы сочинских озеленителей; мастера двух поколений за работой.


Подробнее:
http://sadovod-sochi.ru/posts/fenomen-uspekha-sochinskogo-stilia-ozeleneniia

 Наш Инстаграм:
https://instagram.com/sadoviy_centr_sadovod?utm_medium=copy_link



рейтинг новости: 
ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ:

СТАЛИН И СОЧИ

  • 22 апр, 18:47
КОММЕНТИРОВАТЬ

ТЫ МЕНЯ ЖДЕШЬ

  • 04 март 2024, 22:47
  • 0

СЫН ОФИЦЕРА. Очень личное

  • 22 февраль 2024, 09:49
  • 0
Фотовитрина