![]() |
! Сегодня |
КОСМИЧЕСКИЙ КУРОРТ: в Сочи многое связано с пребыванием на отдыхе российских и советских космонавтовВ прошлом веке Сочи был главным курортом для космонавтов. В шестидесятых годах сразу после полетов на околоземную орбиту советские первопроходцы космоса командировались в Сочи для после полетной реабилитации и по традиции оставляли в парках и скверах города «зеленные автографы» - космонавты высаживали в разных уголках курорта вечнозеленые деревья. Так что на орбите космонавтам снится не только «зеленая-зеленая трава у дома»...
Самая большая коллекция «космических» растений в парке «Ривьера». Традицию «приземлять» в Сочи магнолии и кедры на память о звездных гостях курорта заложил Юрий Гагарин, который посадил первое дерево-автограф недалеко от входа в парк, где теперь цветет по весне целая Аллея Космонавтов. А еще деревья первого космонавта Земли есть на сочинской улице Гагарина и на территории спортивно-оздоровительного комплекса «Спутник». Кстати, здесь Юрий Алексеевич в память о себе оставил гималайский кедр. Наверное, это дерево выбрали не случайно, ибо в первом космическом полете у Гагарина был позывной «Кедр»…
Многие космонавты были и на сочинской горе Ахун, где построена знаменитая башня. Еще с шестидесятых годов прошлого века в «башенном» ресторанчике работает Николай Федорович Дорохов. Почти в любой день здесь можно встретить этого приветливого и скромного человека. Он со многими здоровается, как старый добрый знакомый и, наверное, этого всегда подтянутого мужчину знает пол страны. Естественно, космонавты не исключение. Еще бы: Николай Дорохов трудится в знаменитом ресторанчике «в башне» почти всю свою жизнь…
ЗНАЕТЕ, КАКИМ ОН ПАРЕМ БЫЛДень космонавтики для Николая Федоровича особый праздник. Еще бы: в начале шестидесятых он встречался лично с космонавтом №1 и как-то рассказал мне историю своего мимолетного знакомства с Юрием Гагариным.
Дело было так. В конце апреля 1961-го около смотровой башни на сочинской горе Ахун появился невысокий молодой человек. Он спокойно прогулялся по окрестностям, поднялся на башню. Спустился. А люди, приехавшие в тот день на экскурсию, вдруг зашушукались: «Смотрите, да это же сам Юрий Гагарин! Наш первый космонавт!»
В ту пору молодой Николай Дорохов служил поваром. Жарил знаменитые «ахунские» шашлыки. Он подошел к космонавту и пригласил «на чашечку чая», так сказать, отметить возвращение Гагарина на родную Землю.
- Человек Юрий Алексеевич был простой, компанейский, - вспоминает Николай Федорович. – Ну, мы за бокалом доброго напитка поговорили о космосе, о жизни, а потом Гагарина позвали на официальную встречу в ресторан «Ахун»…
- Он зашел?
- Да, зашел, конечно. Удивился обилию официальных гостей. Спросил: «Зачем столько народу?» А потом улыбнулся: «Спасибо, меня на Ахуне уже встретили как надо!»
Понятно, что за такое гостеприимство и самодеятельность Дорохову попало по первое число. Да и директору ресторана достался «строгач» за неофициальный прием первого космонавта...
С той поры многие советские и российские космонавты протоптали «звездную дорожку» на Ахун. Приезжали сюда после полетов Валентина Терешкова, Андриян Николаев, Алексей Леонов, Борис Волынов. Космонавты поднимались на смотровую башню и, наверное, невольно сравнивали вид с горы Ахун с панорамой из космоса.
- Многих космонавтов я знаю лично, - улыбается Николай Федорович. – А Борис Волынов даже обещал приехать на мою свадьбу. Помню, наступил день бракосочетания, а Волынова нет. На следующий день слышу по радио сообщение ТАСС о запуске пилотируемого космического корабля. Командир экипажа Борис Волынов…
БАЛЛИСТИЧЕСКИЙ СПУСКНе так давно с легендарным Борисом Волыновым я познакомился в сочинском санатории имени М.В. Фрунзе. Он не один раз отдыхал в этой здравнице. Пока американец Нил Армстронг первым побывал на Луне, советские космонавты провели на орбите уникальную операцию: после первой в истории стыковки космических кораблей «Союз-5» и Союз-4» по открытому космосу был осуществлен переход космонавтов из одного «Союза» в другой…
В тот полет Борис Волынов отправился на «Союзе-5», который состыковался с «Союзом-4». После стыковки два космонавта Евгений Хрунов и Алексей Алексеев вышли в открытый космос и перешли в «Союз-4», которым управлял Владимир Шаталов. Сложность состояла и в том, что с помощью двигательной установки только одного корабля надо было сориентировать оба «Союза» так, чтобы космонавты переходили «через космос» по освященной стороне. Задачу выполнили. Наши корабли находились в состыкованном состоянии четыре часа тридцать пять минут. 18 января 1969-го Борис Волынов вернулся на Землю на «Союзе-5».
Это было очень не простое возвращение и недавно о ситуации, которую пережил Борис Волынов во время приземления сняли художественный фильм. Не буду пересказывать сюжет кинофильма просто приведу официальную информацию того времени: « Во время спуска космического корабля «Союз-5» не произошло отделения приборного отсека от спускаемого аппарата корабля. По этой причине спуск был баллистический, с перегрузками около 10 g, а не скользящий, когда перегрузки примерно втрое ниже. Корабль при торможении начал вращаться, и был риск закрутки парашюта, что привело бы к падению спускаемого аппарата с большой скоростью и неизбежной гибели космонавта. Закрутки парашюта не произошло, при приземлении Борис Волынов получил несколько серьёзных травм. В 10 часов утра 19 января он вместе с тремя остальными космонавтами докладывал Государственной комиссии о результатах полёта, а 22 января 1969-го года в 13 часов, сразу после посадки самолёта, доставившего космонавтов в Москву, участвовал вместе с остальными тремя космонавтами в докладе руководителям СССР.»
- Во время того аварийного спуска с орбиты, я все записывал на специальный магнитофон, вел репортаж. Да, на тренировках, мы испытывали перегрузки до 10 g, но я и представить не мог, что такая ситуация возникнет в реальном полете, а ведь я был даже без скафандра. - рассказывал Борис Валентинович. - К тому же в кабине спускаемого аппарата возник дым. Ладно, все обошлось! Во время спуска мне даже удавалось мерить угловую скорость и следить за приборами. Скажу честно, очень пригодились тренировки со сверх перегрузками, которые проводились при подготовке к полету...
Понятно, что столкновение с землей было сильным и космонавт получил травмы. Так что на свадьбу к Николаю Дорохову Борис Волынов не попал...
МАГНОЛИИ КОСМОНАВТОВКосмическая история Сочи продолжается и наполняется новыми событиями. Накануне 55-й годовщины первого полета человека в космическое пространства в адлерском санатории «Южное взморье» побывал небольшой «отряд космонавтов». На аллее санатория Герой Советского Союза, Герой России Сергей Крикалев, дважды Герой Советского Союза Александр Иванченков и Герой Советского Союза Александр Лавейкин «приземлили» авторскую магнолию, как бы свое «экипажное» деревце в честь 55-ти летия Первого космического полета, который совершил 12 апреля 1961-го Юрий Гагарин. Естественно, космонавты приехали в «Южное взморье» не случайно. Многие покорители Космоса отдыхали в этой гостеприимной здравнице и в память о них здесь растет и хорошеет своя Аллея Космонавтов. 10 апреля 2016-го в отряде «космических» магнолий «Южного взморья» случилось пополнение.Сочи прочно связан с Космосом. Своим профессиональным праздником День космонавтики по праву считают и в Научно-исследовательском институте медицинской приматологии РАМН. Кстати, на входе в обезьяний питомник этого научного учреждения установлен настоящий спускаемый аппарат космического корабля. В нем на родную Землю вернулся кто-то из питомцев НИИ – одна из обезьян «отряда космонавтов-приматов», а всего в космосе побывали больше 10 «сочинских» обезьян...Наверняка, 12 апреля специальными экскурсиями отметят и в музее истории города-курорта Сочи, где работает целая космическая экспозиция. Уверен, пройдут праздничные мероприятия и в санатории «Чемитоквадже», где летчики-космонавты не раз бывали на после полетной реабилитации. И, конечно, 12 апреля сочинцы вспомнят о своем легендарном земляке Виталии Ивановиче Севастьянове. Благодаря ему в первую очередь у Сочи есть своя космическая история, которая, началась с легендарных слов Юрия Гагарина. Он сказал: «Поехали!» на все времена.
Гайнан БОЧКАРЕВ