ПУТЬ К "СЕРАФИМЕ ПРЕКРАСНОЙ"

ПУТЬ К «СЕРАФИМЕ ПРЕКРАСНОЙ»


Писатель, режиссер, драматург Каринэ Фолиянц рассказывает о себе, профессии и планах на будущее


Каринэ Фолиянц с отличием окончила сценарный факультет Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК) мастерской К. Парамоновой и И. Кузнецовой. Потом - аспирантуру  ВГИКа на  кафедре драматургии. В 1998 защитила кандидатскую диссертацию по теме современной российской кинодраматургии. Преподавала теорию драматургии и историю кино в различных учебных заведениях.

Фолиянц автор 21 книги прозы, среди которых «Короткие романы», «Жених для Барби», «Атлас любви», «Богини экрана», «Два цвета страсти», «Закулисные страсти»,  роман «Серафима Прекрасная», «Невеста». Многие ее книги - это новеллизация популярных телевизионных картин автора.

Фильмов  у  Каринэ -  тоже 21.

В 2011-м году Каринэ Фолиянц стала лауреатом премии ТЭФИ «За лучший сценарий». Лучшим академики телевидения признали сценарий и режиссерскую работу Каринэ Фолиянц в многосерийном фильме «Серафима Прекрасная», который показал Первый канал. Успех этой картины был  невероятный. Ее  неоднократно показывал Первый, ее  купили многие страны,  ее крутят до сих  пор - и всегда  фильм  дает  рейтинги!!

 Чуть позже сценарий «Серафимы Прекрасной» лег в основу одноименного романа.
Зимним вечером в Сочи мы беседуем с Каринэ Фолиянц в уютном кафе парка «Ривьера».

- Каринэ Альбертовна, вы автор сценариев и режиссер  почти двадцати российских сериалов. Видимо, писать «сериальные сценарии» можно назвать вашей специализацией?..

- Сразу хочу внести ясность: то, что я делаю, не называю сериалами – это многосерийные художественные фильмы. В моем понимании телесериал – это такая долгая «мыльная опера»,  из серии -  в одно ухо влетело, в другое вылетело… Я такое   кино не  снимаю. Я люблю кино, где есть смысл и Правда. Такое  кино я смотрю,  на   нем я   училась, и делать  пытаюсь -  вопреки всему -  тоже  такое  кино.

- И все-таки широкая известность к вам пришла благодаря телесериальному кино.

- Да, так сложилось. С отличием закончила ВГИК, защитила диссертацию на тему о современном герое кино, я  еще в студенческие годы сняла  свою первую полнометражную картину «Ноктюрн для барабана и мотоцикла», где, кстати, дебютировал Сергей Безруков. Я тогда сразу ощутила, что такое популярность. Представляя картину, мы объездили почти всю страну, участвовали в самых разных фестивалях, получали призы. Помню, нас отметили даже на Кельнском фестивале, на киевском фестивале «Молодость», я  получила  номинацию «Зеленое  яблоко -  золотой  листок»  за  лучший   сценарий,  а  Безруков - приз за лучший дебют на фестивале «Созвездие»…

Словом, начало пути в профессию было ярким, мы очень «звездно» стартанули…

- Однако в конце девяностых годов прошлого века в российском кинематографе наступили нелегкие времена.
- Безусловно, это было. В начале нулевых годов «большое кино» почти исчезло. В какой-то мере вынуждено занялась преподавательской работой. Начала писать книги, все-таки по первой профессии я журналист…
Как раз в этот период на телевидении были очень востребованы сценарии для сериалов, и я с головой окунулась в телевизионное кино. Причем, не писала и не пишу сценарии для громадных «сто серийных картин». Считаю, идеальным форматом восемь-двенадцать серий…
- Самый известный ваш многосерийный фильм «Серафима Прекрасная», который вышел на Первом канале…

- Да, этот фильм принес нам успех, завоевав сразу две премии ТЭФИ. Одну получила я, как автор сценария, а вторую - актриса Екатерина Порубель -  за лучшую главную роль. Своей работой Катя помогла  мне  сделать мощную и трогательную историю…И  рядом  с  ней  были  прекрасные  опытные  актеры -  Елена  Захарова, Николай Добрынин, Кирилл Гребенщиков. У Кати почти не было до  этого  серьезных работ в  кино, но она  не подкачала!!!
Наверное, очень ярко о том, что наш фильм получился, говорит одна курьезная история. Как-то я была в Амстердаме и попала с экскурсией на известный на весь мир «Бульвар красных фонарей». Можете представить мое удивление, когда я вдруг почувствовала, что наша группа резко поредела, все дамы куда-то подевались!

- Боюсь даже спросить, что могло произойти с русскими женщинами на бульваре красных фонарей в Амстердаме.

- Естественно, я поинтересовалась у гида: «Что случилось? Куда все делись?» Мне сказали, что по Первому каналу показывают фильм «Серафима Прекрасная», и все наши женщины пошли его смотреть в отель…
- Наверное, теперь с вами и прохожие мечтают сфотографироваться?

- Честно говоря, если узнают, что я сценарист и режиссер «Серафимы прекрасной» многие просят сделать селфи, хотя на улице меня, конечно, в лицо люди не узнают, я все-таки всегда за кадром. Но  на   творческих  встречах я получаю  столько  позитива,  любви, цветов и признаний от зрителей, что такое бывает только у популярных артистов.

- Каринэ Альбертовна, давайте поговорим «о кино и Сочи». Наш город принимает несколько известных  кинофестивалей, служит «съемочной площадкой» кинофильмов. Не подумываете ли снимать в Сочи? Давно есть идея создать в городе-курорте киностудию. Тем более у вас есть «своя киногруппа»…
- С удовольствием назову поименно свою прекрасную команду: оператор Владислав Гурчин, композитор Алексей Шелыгин, режиссер монтажа Игорь Отдельнов, каскадер Николай Павлович Сысоев. С этими людьми я работаю много-много лет. С ними мы сделали не один фильм, и еще сделаем много-много, я уверена! Вполне  возможно,  что  когда – нибудь приедем снимать и сюда, хотя пока - большая часть наших работ снята в Крыму. Я люблю красоту природы,  необычные   уголки, и, конечно же, море!!!!

- Знаю, что на Первом канале готовится к выходу ваш многосерийный фильм «Невеста» по одноименной вашей книге. Интересно, что пишите сначала – книгу или сценарий к фильму?

- Бывает и так, и так. Например, для «Серафимы прекрасной» был написан сценарий, ставший книгой. «Невеста» сначала вышла книгой, которая потом превратилась в фильм. Все мои фильмы и книги – это истории человеческих отношений, и не важно, в какое время и где они произошли.
К сожалению, по разным причинам в последнее время у меня был небольшой перерыв в работе (я обычно в год делаю  по два проекта!!!). Я очень тяжело переживаю внезапный уход из жизни мамы, удивительно светлого и доброго человека. Мама была для меня всем - моей Душой, моей Музой. Ей я обязана  любовью к литературе и кино. И   умением видеть мир прекрасным. И умением замечать в самом обычном - необычное!!!
Еще один удар получила, когда узнала, что снимают другие люди кино по моему сюжету. Говоря прямым текстом, у меня просто украли сценарий.  Это случилось впервые за мою почти 25 летнюю практику. Разные  были продюсеры -  понимающие и не очень, щедрые -  и не  очень…Но   до  такого,  мягко говоря, заимствования, дело не  доходило никогда…

Я  принесла своему хорошему старому знакомому заявку. Ее одобрили на канале. Заключили договор. Когда  стало что–то «не срастаться», я сама предложила договор расторгнуть - и вернуть полностью задаток. Так мы и сделали…

И вот из прессы, из интернета, я узнаю, что по мотивам  моей  истории, на которую я не давала  НИКАКИХ  прав, ребята из  этой команды делают свое кино. Конечно же, оно  отличающееся от «первоисточника», но суть, идея, простите, даже имя главной героини похожее…

Я не стала ходить по юристам - мне было не до того. Но я  извлекла много уроков из этой, простите, очень  ГРЯЗНОЙ  истории.

Доверять людям, особенно некоторым, надо поменьше. И подстраховываться. КАК? А сначала пусть выходит моя   книга. А уже по ней - сценарий. 

Сначала буду выпускать книгу, регистрируя все авторские права, и только потом писать сценарий и снимать фильм…
Ну да ладно. Я не обеднею. У меня идей много. Пусть мучаются совестью те, кто  это сделал. Это  ИХ  проблема, не  моя…

На чем мы остановились?

- Когда я перебил вас, забылся заготовленный вопрос о «киностудии в Сочи», городе нескольких кинофестивалей. На нашем курорте снимали не один популярный фильм. Может быть, пора создать в Сочи киностудию?

- В принципе, такой вопрос целиком зависит от местных властей. Конечно, природа Сочи позволяет снимать фильмы круглогодично. Здесь красиво в любое время  года! Здесь есть и старина, и современность!  А антураж курортного города всегда будет востребован у кинематографистов. Что касается, «сочинской студии» - это очень многоплановый вопрос, он  требует серьезной проработки…

- Спросил о «сочинской киностудии» я неспроста. Дело в том, что после зимней Олимпиады 2014 в Имеретинской низменности создан Всероссийский центр для одаренных детей «Сириус», где воспитывают юные таланты. Наверняка, при нем могла бы появиться и «детская киностудия», где ребята учились бы «делать кино» и сниматься в нем. Хорошего и доброго «детского кино» в наше время большущий дефицит.
Как вам такая идея, тем более вы ведь не только  режиссер, но и преподаватель? 

- Я много хорошего слышала о центре «Сириус». Не скрою, с интересом отношусь к идее детско-юношеской киностудии, и однажды, еще будучи аспиранткой ВГИКа, делала такой педагогический проект. Фильм назывался «Вальс на прощание». Вся моя киногруппа состояла из студентов последних курсов, которые играли все роли и работали в  группе. Один дипломник снимал, другой был художником по костюмам, третий - создавал  декорации……
Наверное, на базе «Сириуса» можно было бы сделать и детский, и подростковый фильм с участием его воспитанников, сформировав «киногруппу» из числа учащихся. Однако, во главе такого проекта должен стоять профессиональный режиссер.
Поверьте, уметь навыки снимать кино пригодятся в любой профессии. Тем более в наше время, когда видеокамера есть в любом смартфоне…

- Спасибо, что нашли время для интервью.

- На отдыхе всегда есть время для работы…Я вот сейчас , находясь в санатории, пишу новый сценарий…


Беседу вел

Гайнан БОЧКАРЕВ

 

рейтинг новости: 
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ХРОНИКА ВФМС 2017

  • 22 окт, 20:57

СТАЛИН И СОЧИ

  • 22 апр, 18:47
КОММЕНТИРОВАТЬ
Популярный ролик
Что почитать