! Сегодня  

КУРОРТ И БРЕНД КУРОРТА

КУРОРТ И БРЕНД КУРОРТА


Превратим любимый город-курорт в единую «торговую марку»

 

Я стоял у лавки с сочинскими сувенирами. Олимпийские Мишки разных размеров выглядывали из пластмассовой упаковки, рядом с мишками весели Зайки с Леопардами, плюшевый Кот Базилио без упаковки и с ценником в 400 рэ...Мальчик тормошил маму:- Мамуль, а Кот тоже олимпийский?
- Нет, Ромушка - кот сказочный!
Маленький вундеркинд не унимался:

- А вот этот дядя на майке - наш дядя Володя Президент?
- Тише, сынок! Нельзя так говорить! Это Владимир Владимирович Путин, Президент Российской Федерации.
- Я знаю - это он в Сочи!
- В Сочи, в Сочи. На курорте все отдыхают...


                                       СОЧИ И ТРИ НОЧИ


Конечно, Сочи - это курорт. А в до олимпийское время наш город как только не называли: всесоюзная здравница, летняя столица, третья столица, курортная столица, город здоровья и отдыха. Главным «продаваемым» фактором были санатории с отличной лечебной базой и, вне всякого сомнения, Мацестинские источники...
В середине прошлого века все эти прелести любимого города превратили в емкий бренд: еще в советской печати вышла книга «Сочи-курорт», где авторы известные в городе специалисты туризма и курортного дела Борис Ермаков и Владимир Леонов, пожалуй, впервые сделали попытку серьезно, но доступно для обывателя рассказать об уникальности курорта Сочи с точки зрения его лечебно-курортного потенциала, рекреационных возможностей и туристической привлекательности. Еще одной «первой работой» на ниве «брендирования» любимого города стал каталог-репортаж «Это-Сочи!», выпущенный издательским домом «Комсомольская правда» в девяностых годах прошлого века.

Другими словами, формирование бренда «Сочи», носит хоть и не очень системный, но процесс с историей.
К моменту первых попыток создать общий и солидный бренд курорта Сочи, и, если хотите нашу «торговую марку» к городу уже прилипли обывательские «частушки» о прелестях курортной жизни. Вспомните, знаменитые: «В Сочи на три ночи», «Дышите глубже, пролетаем Сочи», «Знал бы прикуп жил бы в Сочи». Кстати, последний «бренд» внедрили картежники, которые «катали» отдыхающих у гостиницы «Приморская» в бархатный сезон. Тогда не было в Сочи казино...
Какую-ни какую народную рекламу городу делали не только картежники, но путаны и фарцовщики, которые бомбили финских простаков у интуристовских гостиниц. Естественно, словосочетания, приклеенные к Сочи: «всесоюзная здравница», «город курортных романов», «огненная Мацеста», «дворцы здоровья» и песни о романтичном сочинском отдыхе бесплатно создавали в массовом сознании наших сограждан привлекательный образ Сочи. Сочи-курорта, Сочи-здравницы, Сочи, как места летнего беззаботного отдыха у моря. Миллионы советских людей считали чуть ли не своим долгом побывать в Сочи и на рубеже восьмидесятых годов прошлого века в стране почти не оставалось людей, кто бы не знал о Сочи, соприкасаясь с ним очно или заочно...
Конечно, тогда никто не думал о брендировании города в массовом сознании сограждан. Широкий и глубокий бренд «Сочи» был создан сам собой основательно и бесплатно. Крылатые фразочки: «В Сочи на три ночи, дышите глубже пролетаем Сочи» разлетались по стране...

И главное все-таки сформировался бренд: «Сочи -курорт!» Народный и доступный. Этим было все сказано.

                                       КУРОРТ КУРОРТОВ


В укрепление бренда «Сочи» внесли свой весомый вклад и высокопоставленные отдыхающие: Сталин, Хрущев, Брежнев и даже Юмжагийн Цэдэнбал http://сочи-новости.рф/legeng/43-ugolok-sochinskogo-baykira.html

Постарались советские космонавты и артисты эстрады во главе с Аллой Пугачевой. Конечно, Сочи всегда рвался на международный уровень и зимняя Олимпиада-2014, наконец-то, вынесла наш дорогой Сочи на всемирный курортный Олимп со звездными отелями и событиями мирового масштаба...
Однако, создав в Красной Поляне новый горнолыжный курорт, воздвигнув на пустом месте курорт «Сочи Имеретинский», «Сочи-Парк» отпустив все санатории на вольные хлеба стал теряться сам бренд альма-матер всех новеньких курортов непосредственно самого города Сочи. Лично я совсем не удивляюсь вопросам нового поколения курортников на тему: где в Красной Поляне находиться аэропорт и сколько суток от курорта Лазаревского ехать на поезде в Олимпийский парк города Сочи.
Большой курорт Сочи как бы распался на маленькие бренды, каждый из которых в сознании людей, словно откреплен друг от друга.
Недавно подслушал разговор двух посетителей турфирмы города Новосибирска:

- Ты где отдыхал прошлый раз?
- В Хосте!
- А там аэропорт есть?
- Нет. Аэропорт в Адлере.
- А до Сочи от Хосты далеко?
- Не знаю. Говорят, надо ехать на поезде или электричке...

Ну вот видите: в сознании туристов Сочи поделился как бы на отдельные части. В лучшем случае дорогие гости все наши Хосты-Вардане объединяют словосочетанием Большой Сочи, однако, многие даже не понимают, что Красная Поляна и Олимпийский парк, Дагомыс и Волконка, Большой Ахун и Мацеста - это тоже Сочи. Горки-город, Роза-Хутор - это тоже в Сочи, где и приютилась в горах Красная Поляна, часть которой просто занимают новые курорты...
А недавно мне в руки попал шелковый креативный флажок. На нем изображены пиктограммы сочинского отдыха: горы, волны, капельки воды (видимо Мацеста), змея над чашей (наверное, санатории) и кружок над волнистой линией (скорее всего солнце над морем). Над всем этим набором иероглифов надпись: «Пять причин отдыхать в Сочи!». Наверное, можно пялиться в Интернет, расшифровывая эти значки, но неужели на рекламном флажке о нашем городе-курорте нельзя написать просто буквами эти пять причин: Сочи -это горнолыжный отдых в Красной Поляне, пляжный отдых на побережье от Адлера до Лазаревского, лечебный отдых в санаториях Сочи с приемом Мацестинских ванн.  Впрочем, если разобраться то, причин отдыхать в Сочи совсем не пять, а гораздо больше. Лично я бы добавил на флажок еще причин сто двадцать, которые «под единым флагом» объединяет курортная и в хорошем смысле торговая марка - «Сочи»...

Любопытно, что, размыв в сознании россиян сам бренд единого курорта Сочи на кусочки, сами-то мы считаем Сочи - единым курортом и когда начальство требует собираем «целую статистику», мобилизуем под флаг города абсолютно все отдельно-санаторные бренды, мини-гостиницы, горные курорты и самые дальние места размещения. Собираем вардане-аше-кудепсты в единую цифирь о миллионах отдыхающих.


                                             СОЧИ ОДИН И ЕДИН


На мой взгляд «собрать курорт» Сочи воедино, в один бренд, в одну, не побоюсь этой фразы, торговую марку очень важная, а может теперь и самая главная цель в достижении экономического успеха нашего пост олимпийского курорта. Не сомневаюсь, что все только выиграют, если, например, перед рекламой ГТЦ «Газпром» втиснутся слова: «Сочи. Красная Поляна. ГТЦ «Газпром», а над логотипами любых дагомысско-адлерско-лазаревских отелей первым появиться логотип Сочи. Не знаю, наверное, никто не мешает и собрать всех наших отельеров-рестораторов и убедительно попросить, чтобы отныне свою разнообразную и качественную рекламную продукцию они начинали со слова «Сочи», а придорожные банеры в других городах России, под шапкой Сочи объединяли и Олимпийский парк, и Парк Эй-джей- Хаккет и «Розу Хутор» с Красной Поляной, Хосту, Мацесту, Салохаул, Лазаревское и, если хотите, даже реку Херота с не очень привлекательным названием. Кстати, а откуда это имя? Дело в том что на берегу речушки в царское время размещалась X рота (X рота) царской армии, под Дагомысом есть местечко Третья рота…

А еще кто мешает централизованно наштамповать майки с призывами: «Отдыхай в Сочи!», «Встретимся в Сочи!»,« Я был в Сочи на Олимпиаде!», «Я еду в Сочи, а вы?» Наконец, знаменитое и романтичные «В Сочи на три ночи», «В городе Сочи, темные ночи» или, емкое и главное: «Сочи-курорт!» Кстати, Владимир Владимирович, на некоторых популярных футболках изображен на отдыхе в Сочи. Просто никто об этом не знает, кроме маленького и любознательного мальчишки, он, кстати, кроме портрета главы государства сразу узнал на другой майке «вежливых людей».
Потому, что был создан бренд.

Надеюсь, новый глава города Сочи это отлично понимает.


Гайнан БОЧКАРЕВ
рейтинг новости: 
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ПОРТ ОЖИДАНИЯ

  • 22 фев, 13:46

WELCOME!

  • 19 фев, 16:39
КОММЕНТИРОВАТЬ
Популярный ролик
Что почитать