![]() |
! Сегодня |
ТОСТ О СОЧИНСКОМ ПЛОМБИРЕ
За возрождение местного мороженого, пищевых продуктов и напитков
На глаза попался плакат из прошлого века. На нем фотографии сочинского мороженного. С содроганием вспомним ассортимент Сочинского молочного комбината в период «жуткого» застоя
и небывалых застолий. Записывайте названия мороженного, чтобы внукам рассказать:
1. Фруктовое – 7 коп.
2. Молочное – 9 коп.
3. Фруктовое с наполнителем – 10 коп.
4. Эскимо (мороженное в шоколаде, на палочке) – 11 коп.
5. Сливочное – 13 коп.
6. Сливочное (с наполнителем) – 15 коп.
7. Пломбир – 19 коп.
8. Ленинградское (мороженное в шоколаде без палочки) – 22 коп.
9. Батончик (с орехами в шоколаде) – 28 коп.
И, наконец, предел мечтаний любого ребенка, лакомое угощение для любой отдыхающей девушки, фирменная работа сочинских кондитеров мороженного, легендарный сочинский «Торт-мороженое» – 1 руб. 20 коп.
Для тех, кто не знает, объясняю: сокращение «коп» - это не американский полицейский, а советские деньги – копейки…
Сорок лет спустя, я отправился в центр любимого города-курорта за сочинским мороженным. Красочные «мороженные» лоточки «Нестле» на колесиках катали по городу девушки в синих халатиках и бабушки в синих халатах. Прозрачные холодильники магазинов предлагали
замороженное «Баунти» и брикеты с ностальгической надписью «48 копеек» по 50 рублей и выше.
Вот она - «замороженная» инфляция…
Интересуюсь у мобильной мороженицы:
- Девушка, а сочинское мороженное есть?
- А у нас все сочинское. «Банановое», «Айс-креам», «Крем-брюлле»…
- Производят в Сочи? Почему сочинское?
- А какое ж еще! Торгуем-то в Сочи…
Девушка немного разволновалась и, чтобы я не отпугивать посетителей и в знак уважания, попросила купить мороженное «Магнат».
Мороженный «Магнат» стоил не дорого – 45 рублей. Я купил два «Магната» (с перспективой роста) и одну «Крутышку». Хорошее название - наши дети должны знать, к чему
стремиться. К сожалению, на прилавке не оказалось торта-мороженого «Банкир». Уплел бы одним махом, чтобы скудные сбережения заморозить от инфляции.
Теперь мороженное в Сочи завозят из других городов и, наверное, «третьих стран». На месте сочинского молочного комбината построили жилые дома. Попытка узнать в справочной службе о
том, «есть ли в Сочи молочный комбинат в принципе» вызвала недоумение и шелест в трубке. В списках молочное производство не значится. Такой вот бинвильдан.
В Сочи нет ликеро-водочного завода, утопили предприятие по розливу молдавских вин (чрезмерное употребление вредит вашему здоровью), закрыт консервный комбинат, а о «большом» сочинском пивзаводе вместо светлого пива остались только светлые воспоминания. И
если даже кто-то против, объективный ход развития курорта заставит рано или поздно возрождать из пепла пищевую промышленность города-курорта. Начать следовало бы с производства сочинского лимонада «Феникс».
Так вот. Если кто-то не знает, то знайте – в прошлом веке Сочинский пивзавод и одновременно завод безалкогольных напитков был одним из крупнейших в Советском Союзе. Если мне не изменяет память, он входил в тройку самых крупных в СССР. А качество продукта было бесподобным за счет прекрасной сочинской воды…
- Ну, за возрождение производства бутылочного безалкогольного пива «Сочинское», господа- товарищи!..
Меня всегда удивляло, что в городе, где проходит ежегодный и международный фестиваль пива не производят свое фирменное пиво в бутылках. На курорте, где проводят выставку «Водка, вино, коньяк» не выпускают местную водку (безалкогольную). Нет претензий только к табачной промышленности - курорт всегда считался городом некурящих…
Как-то поиски сочинского «производства прохладительных и горячительных напитков» по старым адресам приводили меня, то на базу строительной техники, то на скопление досок и цемента, то на склады бытовой химии. Я понял, что привозной химией обеспечены на годы вперед. Словом, по праздникам можно смело выливать вино на белые рубашки, заляпаться селедкой под шубой и
соусом по-грузински, который тоже в былые годы производил Сочинский экспериментальный консервный комбинат имени В.И. Ленина. Это был «союзный» флагман, между прочим!..
Не беспокойтесь, рецепт чудо-соуса сохранили и выпускают в Сочи малыми партиями…
А в целом печальна судьба сочинского пищепрома и перерабатывающей промышленности. Вместе с блинчиками с мясом, трехлитровыми банками мандаринного сока и заводскими баночками «тертого фейхоа с сахаром» канул в лету и Сочинский экспериментальный консервный комбинат имени В.И.Ленина. Между прочим, там был специальный цех, где выпускали бортовое питание для космонавтов…
Ну, дрогнем сибирским «Буратино» за то, чтобы в наших краях мандарины, лимоны, фейхоа и киви не только росли, но и попадали в банки компотов и варенья на месте, а не на консервных заводах Хабаровска и Копенгагена.
Мне даже не хочется каламбурить, что засуха с прохладительными и горячительными напитками фирменного сочинского производства происходит в летней столице России, в которой местной минеральной водой в бутылках нельзя напоить нашу футбольную команду. Напомню, что Сочи не только зимний, но еще и летний курорт, где неумеренное потребление лимонада и нашей минеральной воды из бутылок, которой в округе пруд-пруди, должна входить в программу пребывания гостей курорта. И если местную минеральную воду недавно завезли в «хрустальные» питьевые бюветы, то почему «Лазаревскую», «Пластунскую» и «Чвежипсе» снова не розливать по бутылкам…
Ладно бы в Сочи не было примеров возрождения «отечественного» пищепрома. А такой пример есть – это Сочинский мясокомбинат, который давно «восстал из пепла» и теперь завозит продукцию даже в другие регионы. Словом, с закуской давно полный порядок. Почему бы не спросить у коллег по цеху – как они смогли за такое короткое время возродить производство, а потом его и развить.
Впрочем, не грех воспользоваться и зарубежным опытом. За примерами съездить в Абхазию, где производят пиво «Сухум» (0 алкоголь). Говорят, этот ячменный напиток напоминает вкус «Сочинского жигулевского» советских времен.
Надо понимать, что пищевые и питьевые продукты, а в жарком городе, безусловно, прохладительные напитки с местной символикой и названиями – идеальная реклама курорта. Пусть гости увозят домой не только впечатления, но бутылочки сухого «Сочи», полусладкого «Сочинская ночь», пусть лопают «Пломбир «Сочи», лимонад «Озеро Кардывач» (типа «Байкал»).
Про Красную Поляну я молчу. На сегодняшний день, в линейке фирменных напитков она представлена в полном объеме, благодаря компании «Красная Поляна», которая выпускает аутентичных фирменных напитков и бальзамов…
На том свой безалкогольный тост завершаю. Поднимаю бокал с мурманским лимонадом за возрождение производства в Сочи местного колалимонада и минеральной воды в бутылках . «Сочинский пломбир» в соответствии с
программой внутрироссийского импортозамещения. Наводнение курортного города безалкогольным пивом с сочинским названием и фирменным легким вином (0 алкоголь) – это еще один очень тонкий и эффективный элемент рекламы курорта, и, конечно, яркое дополнение к словам о нашем гостеприимстве.
Я вспоминаю. Когда-то в Сочи выпускали вино «Сочи» (0 алкоголь). В далеких городах его хранили до Нового года и поднимая бокал, загадывали желание вернутся в Сочи. Теперь я поднимаю свой бокал с нашей минералкой, набранной в бювете парка «Ривьера» за то, чтобы в Сочи снова было море минералки «Пластунская», «Лазаревская» и «Чвижепсе». За безалкогольное пиво «Сочинское» в бутылках, за легкое белое безалкогольное вино «Сочи».
И, конечно, за сочинский пломбир заводского производства.
За вкус детства и будущего.
Гайнан БОЧКАРЕВ