![]() |
! Сегодня |
КУРОРТ
И БРЕНД КУРОРТА
Превратим любимый город-курорт в единую «торговую марку»
Я стоял у лавки с сочинскими сувенирами. Олимпийские Мишки разных размеров выглядывали из пластмассовой упаковки, рядом с мишками весели Зайки с Леопардами, плюшевый Кот Базилио без упаковки и с ценником в 400 рэ...Мальчик тормошил маму:- Мамуль, а Кот тоже олимпийский?
- Нет, Ромушка - кот сказочный!
Маленький вундеркинд не унимался:
- А вот этот дядя на майке - наш дядя Володя Президент?
- Тише, сынок! Нельзя так говорить! Это Владимир Владимирович Путин, Президент Российской Федерации.
- Я знаю - это он в Сочи!
- В Сочи, в Сочи. На курорте все отдыхают...
СОЧИ И ТРИ НОЧИ
Конечно, Сочи - это курорт. А в до олимпийское время наш город как только не называли: всесоюзная здравница, летняя столица, третья столица, курортная столица, город здоровья и отдыха. Главным «продаваемым» фактором были санатории с отличной лечебной базой и, вне всякого сомнения, Мацестинские источники...
В середине прошлого века все эти прелести любимого города превратили в емкий бренд: еще в советской печати вышла книга «Сочи-курорт», где авторы известные в городе специалисты туризма и курортного дела Борис Ермаков и Владимир Леонов, пожалуй, впервые сделали попытку серьезно, но доступно для обывателя рассказать об уникальности курорта Сочи с точки зрения его лечебно-курортного потенциала, рекреационных возможностей и туристической привлекательности. Еще одной «первой работой» на ниве «брендирования» любимого города стал каталог-репортаж «Это-Сочи!», выпущенный издательским домом «Комсомольская правда» в девяностых годах прошлого века.
Другими словами, формирование бренда «Сочи», носит хоть и не очень системный, но процесс с историей.
К моменту первых попыток создать общий и солидный бренд курорта Сочи, и, если хотите нашу «торговую марку» к городу уже прилипли обывательские «частушки» о прелестях курортной жизни. Вспомните, знаменитые: «В Сочи на три ночи», «Дышите глубже, пролетаем Сочи», «Знал бы прикуп жил бы в Сочи». Кстати, последний «бренд» внедрили картежники, которые «катали» отдыхающих у гостиницы «Приморская» в бархатный сезон. Тогда не было в Сочи казино...
Какую-ни какую народную рекламу городу делали не только картежники, но путаны и фарцовщики, которые бомбили финских простаков у интуристовских гостиниц. Естественно, словосочетания, приклеенные к Сочи: «всесоюзная здравница», «город курортных романов», «огненная Мацеста», «дворцы здоровья» и песни о романтичном сочинском отдыхе бесплатно создавали в массовом сознании наших сограждан привлекательный образ Сочи. Сочи-курорта, Сочи-здравницы, Сочи, как места летнего беззаботного отдыха у моря. Миллионы советских людей считали чуть ли не своим долгом побывать в Сочи и на рубеже восьмидесятых годов прошлого века в стране почти не оставалось людей, кто бы не знал о Сочи, соприкасаясь с ним очно или заочно...
Конечно, тогда никто не думал о брендировании города в массовом сознании сограждан. Широкий и глубокий бренд «Сочи» был создан сам собой основательно и бесплатно. Крылатые фразочки: «В Сочи на три ночи, дышите глубже пролетаем Сочи» разлетались по стране...
И главное все-таки сформировался бренд: «Сочи -курорт!» Народный и доступный. Этим было все сказано.
КУРОРТ КУРОРТОВ
В укрепление бренда «Сочи» внесли свой весомый вклад и высокопоставленные отдыхающие: Сталин, Хрущев, Брежнев и даже Юмжагийн Цэдэнбал http://сочи-новости.рф/legeng/43-ugolok-sochinskogo-baykira.html
Постарались советские космонавты и артисты эстрады во главе с Аллой Пугачевой. Конечно, Сочи всегда рвался на международный уровень и зимняя Олимпиада-2014, наконец-то, вынесла наш дорогой Сочи на всемирный курортный Олимп со звездными отелями и событиями мирового масштаба...
Однако, создав в Красной Поляне новый горнолыжный курорт, воздвигнув на пустом месте курорт «Сочи Имеретинский», «Сочи-Парк» отпустив все санатории на вольные хлеба стал теряться сам бренд альма-матер всех новеньких курортов непосредственно самого города Сочи. Лично я совсем не удивляюсь вопросам нового поколения курортников на тему: где в Красной Поляне находиться аэропорт и сколько суток от курорта Лазаревского ехать на поезде в Олимпийский парк города Сочи.
Большой курорт Сочи как бы распался на маленькие бренды, каждый из которых в сознании людей, словно откреплен друг от друга.
Недавно подслушал разговор двух посетителей турфирмы города Новосибирска:
- Ты где отдыхал прошлый раз?
- В Хосте!
- А там аэропорт есть?
- Нет. Аэропорт в Адлере.
- А до Сочи от Хосты далеко?
- Не знаю. Говорят, надо ехать на поезде или электричке...
Ну вот видите: в сознании туристов Сочи поделился как бы на отдельные части. В лучшем случае дорогие гости все наши Хосты-Вардане объединяют словосочетанием Большой Сочи, однако, многие даже не понимают, что Красная Поляна и Олимпийский парк, Дагомыс и Волконка, Большой Ахун и Мацеста - это тоже Сочи. Горки-город, Роза-Хутор - это тоже в Сочи, где и приютилась в горах Красная Поляна, часть которой просто занимают новые курорты...
А недавно мне в руки попал шелковый креативный флажок. На нем изображены пиктограммы сочинского отдыха: горы, волны, капельки воды (видимо Мацеста), змея над чашей (наверное, санатории) и кружок над волнистой линией (скорее всего солнце над морем). Над всем этим набором иероглифов надпись: «Пять причин отдыхать в Сочи!». Наверное, можно пялиться в Интернет, расшифровывая эти значки, но неужели на рекламном флажке о нашем городе-курорте нельзя написать просто буквами эти пять причин: Сочи -это горнолыжный отдых в Красной Поляне, пляжный отдых на побережье от Адлера до Лазаревского, лечебный отдых в санаториях Сочи с приемом Мацестинских ванн. Впрочем, если разобраться то, причин отдыхать в Сочи совсем не пять, а гораздо больше. Лично я бы добавил на флажок еще причин сто двадцать, которые «под единым флагом» объединяет курортная и в хорошем смысле торговая марка - «Сочи»...
Любопытно, что, размыв в сознании россиян сам бренд единого курорта Сочи на кусочки, сами-то мы считаем Сочи - единым курортом и когда начальство требует собираем «целую статистику», мобилизуем под флаг города абсолютно все отдельно-санаторные бренды, мини-гостиницы, горные курорты и самые дальние места размещения. Собираем вардане-аше-кудепсты в единую цифирь о миллионах отдыхающих.
СОЧИ ОДИН И ЕДИН
На мой взгляд «собрать курорт» Сочи воедино, в один бренд, в одну, не побоюсь этой фразы, торговую марку очень важная, а может теперь и самая главная цель в достижении экономического успеха нашего пост олимпийского курорта. Не сомневаюсь, что все только выиграют, если, например, перед рекламой ГТЦ «Газпром» втиснутся слова: «Сочи. Красная Поляна. ГТЦ «Газпром», а над логотипами любых дагомысско-адлерско-лазаревских отелей первым появиться логотип Сочи. Не знаю, наверное, никто не мешает и собрать всех наших отельеров-рестораторов и убедительно попросить, чтобы отныне свою разнообразную и качественную рекламную продукцию они начинали со слова «Сочи», а придорожные банеры в других городах России, под шапкой Сочи объединяли и Олимпийский парк, и Парк Эй-джей- Хаккет и «Розу Хутор» с Красной Поляной, Хосту, Мацесту, Салохаул, Лазаревское и, если хотите, даже реку Херота с не очень привлекательным названием. Кстати, а откуда это имя? Дело в том что на берегу речушки в царское время размещалась X рота (X рота) царской армии, под Дагомысом есть местечко Третья рота…
А еще кто мешает централизованно наштамповать майки с призывами: «Отдыхай в Сочи!», «Встретимся в Сочи!»,« Я был в Сочи на Олимпиаде!», «Я еду в Сочи, а вы?» Наконец, знаменитое и романтичные «В Сочи на три ночи», «В городе Сочи, темные ночи» или, емкое и главное: «Сочи-курорт!» Кстати, Владимир Владимирович, на некоторых популярных футболках изображен на отдыхе в Сочи. Просто никто об этом не знает, кроме маленького и любознательного мальчишки, он, кстати, кроме портрета главы государства сразу узнал на другой майке «вежливых людей».
Потому, что был создан бренд.
Надеюсь, новый глава города Сочи это отлично понимает.