! Сегодня
 

ХОРОШИ ЛИ 5 БАЛЛОВ

ХОРОШИ ЛИ 5 БАЛЛОВ


Ученые: школьные отметки не позволяют оценить одаренных детей


Система 5-балльного оценивания затрудняет разграничение школьников с высокими способностями и их сверстников – к такому выводу пришли ученые Научно-технологического университета (НТУ) «Сириус», Университета Квинс в Белфасте, Голдсмитс Университета Лондона, Казанского университета талантов и Ульяновского государственного университета. Результаты исследования опубликованы в авторитетном научном журнале Britishjournalforeducationalpsychology (Q1).
«Мы нередко слышим, даже от учителей, что мотивация и высокая успеваемость – синонимы одаренности. Но это суждение сводит объяснение различий между одаренными ребятами и их сверстниками всего к одной черте или качеству. В этом исследовании мы проверили, насколько сильно две группы школьников различаются по совокупности характеристик личности и академической успешности», – рассказал старший научный сотрудник лаборатории когнитивных и междисциплинарных исследований НТУ «Сириус» Максим Лиханов.
В исследовании участвовали две группы школьников: 973 выпускника научных программ «Сириуса», а также 1 261 ученик региональных школ в возрасте 14-18 лет, которые в Центре не были. Исследования в разных городах России помогли провести центры выявления и поддержки одаренных детей, создаваемые в субъектах страны по модели «Сириуса».
Школьники ответили на вопросы о своих оценках за год по русскому языку и математике, результатах основного государственного экзамена в 9 классе (ГИА), а также заполнили русские версии анкетных опросов для оценки сильных и слабых сторон, качеств «Большой пятерки» и «Темной триады» – это наиболее популярные модели трактования личностных характеристик людей в современной психологии.

Оценка за год по математике и русскому языку у воспитанников «Сириуса» в среднем оказалась выше, чем у их сверстников, но различия не такие большие, как можно было бы предположить. При этом в оценках за ОГЭ группы отличались довольно сильно.

«У учителей могут быть неосознанные ожидания от детей с высокими способностями. Многие, возможно, слышали в школе фразу “Ты не стараешься и можешь лучше, поэтому у тебя четверка”. Если школьник одаренный, то его “5” или “4” не эквивалентны тем же оценкам его сверстника. Получается, что школьная оценка не разделяет высокие способности и обычный уровень», – рассказал Максим Лиханов.

По результатам исследования т выяснилось, что в обеих группах девушки в среднем получали оценки за год выше, чем их одноклассники. Хотя в результатах ГИА различий между девочками и мальчиками не обнаружено. Это косвенно поддерживает гипотезу, что личностные характеристики могут влиять на оценки. Девочки в данном исследовании были в среднем более просоциальны, добросовестны и открыты опыту (коррелят интеллекта), чем мальчики. Такие качества учителя могут рассматривать как положительную характеристику ученика и ставить школьникам с такими характеристики более высокие оценки. Это может быть еще одним свидетельством того, что при оценивании преподаватели могут неосознанно учитывать различия в чертах личности, которые не обязательно связаны с фактическим уровнем успеваемости.Кроме того, ученые получили некоторые данные о различии персональных характеристик школьников. Ученики школ-партнеров Центра оказались выше по уровню добросовестности и экстраверсии, чем воспитанники «Сириуса». При этом одаренные школьники оказались более тревожными. «В случае с общительностью одно из распространенных объяснений сегодня таково, что одаренным школьникам просто интереснее учиться, чем общаться или участвовать социальной жизни школы. А повышенный уровень тревожности может быть связан с повышенными ожиданиями окружения. В любом случае эти различия не большие и на их основе не стоит пока делать выводы», – отметил ученый.Максим Лиханов подчеркнул, что на данный момент не выявлены отдельные черты личности, которые бы сильно различались между одаренными детьми и их сверстниками. Различия становятся сильнее, если рассматривать несколько разных черт в совокупности. Это еще раз доказывает, что одаренность – это сложное кумулятивное взаимодействие разных черт характера.

Тома БЕСЕДИНА,
директор департамента коммуникаций

рейтинг новости: 
ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ:

СИРИУССОЧИ

  • 29 фев, 17:30
КОММЕНТИРОВАТЬ

ТЫ МЕНЯ ЖДЕШЬ

  • 04 март 2024, 22:47
  • 0

СЫН ОФИЦЕРА. Очень личное

  • 22 февраль 2024, 09:49
  • 0
Фотовитрина