! Сегодня
 

ТАКСОМОРЕТОР У ПРИЧАЛА

ТАКСОМОРЕТОР У ПРИЧАЛА


Морской общественный транспорт в Сочи не такое далекое прошлое и, видимо, близкое будущее города-курорта

 В семидесятых годах  прошлого века билеты на рейсы морских такси продавали прямо в порту. Впрочем, можно было рассчитаться и с водителем-судоводителем.

Небольшие катера на подводных крыльях принимали на борт по 15-20 человек и развозили людей по морю во все районы Сочи. Это было намного быстрее, чем автобусом и по времени в пути сравнимо с электричками «Ласточка».  Да и передвигаться на свежем морском воздухе гораздо приятней, чем в салоне даже кондиционированного микроавтобуса заграничной марки «Мерседес».

 На Красную Поляну «советские» сочинцы и гости курорта и вовсе летали вертолетом, билет стоил два рубля пятьдесят копеек. Это была единственная в Советском Союзе вертолетная пассажирская линия…

На Красной Поляне вертодром существует до сих пор. Там иногда садится президентский борт и дежурит МИ-8 МЧС.  А от сочинского вертодрома осталось одно название. «Вертодром» - это бывшая городская барахолка, а ныне мелкооптовый рынок. Правда, часть исторического вертодрома успело занять МЧС и использует его по назначению…

   Да, да в адлерском аэропорту когда-то базировалась целая вертолетная «пассажирская» эскадрилья, которая занималась перевозками гостей и жителей курорта в Красную Поляну, горную Аибгу, а еще обеспечивала доставку древесины с горных делянок, что, безусловно, было намного гуманнее для природы, чем использование гусеничных тракторов.

   
            НОВЫЕ ИДЕИ ИЗ ПРОШЛОГО

Мелководный причал в сочинском морском порту работает до сих пор, но не ходят регулярные «Кометы» в Керчь и Батуми. Не добраться морем до Лазаревского, Адлера, Туапсе, Геленджика и Анапы. На мелководном причале стоят в ожидании хозяев лишь прекрасные частные яхты…

   Автомобили, автомобили буквально все заполонили, хотя, конечно, «пробковая» проблема Сочи после зимней Олимпиады потеряла свою остроту и актуальность. Новых развязок и дорог построили великое множество и теперь, самое время, думать о диверсификации транспортной ситуации в Сочи. Пора просто вспомнить хорошо все забытое. Как это у нас часто бывает новые идеи хранятся в прошлом любимого города…

Эти идеи периодически достают из под сукна времени и транслируют в XXI век.
Морское такси – актуальная для Сочи тема вновь была поднята на пресс-конференции мэра Алексея Копайгородского. Глава города объявил о планах запуска такого сообщения в мае следующего года.
Запуском морского такси власти планируют повысить туристическую привлекательность Сочи и улучшить транспортное сообщение на курорте. Использовать для этого хотят портопункты, которые были реконструированы к Олимпиаде-2014. Перевозить пассажиров будут небольшие катера на 15-20 человек. Запуск морского такси на курорте анонсируется из года в год. Одно время были даже туристические морские прогулки между Сочи и поселком Лазаревское, однако такие рейсы оказались слишком дороги.
На недавней пресс-конференции глава Сочи говорил о круизном сообщении. Этот сезон для лайнера «Князь Владимир» оказался неудачным, удалось выполнить лишь несколько рейсов. Послей этого лайнер надолго встал на якорь в сочинском порту. Однако, как заявил Алексей Копайгородский, в планах возобновить сообщение и сделать его международным. Совместно с министерством иностранных дел планируется наладить контакты с теми странами, куда можно было бы проложить круизный маршрут из Сочи…
Морские такси, круизы – все эти темы вновь стали актуальными для Сочи. Может быть, вспомнят и еще одну новую сочинскую идею из прошлого – «струнную маршрутку».
В советское время на сочинской горе Батарейка построили фуникулерную станцию. Планировалось, что в вагончике по канатной дороге можно будет спускаться в центр города и возвращаться домой за несколько минут. Такие «остановки» общественного воздушного транспорта думали сделать в разных микрорайонах города. Однако, идея не получила развития.  Единственное, что ввели в строй это канатную дорогу для подъема туристов в парк «Дендрарий...». Да и еще несколько санаториев построили «канатку» на свой пляж…
 Понятно, что объездные дороги вокруг Сочи, которые соорудили к Олимпиаде-2014, кардинально улучшили транспортную ситуацию в городе и курорте. И теперь, видимо, наступила «самое время» не останавливаться на достигнутом. Двигаться дальше – по пути внутригородских канатных дорог, морского такси и пассажирских внутригородских вертолетных авиарейсов рейсов. Например, почему бы не пустить «вертолетную маршрутку» между центром Сочи и Лазаревским. Тем более, что в Лазаревском остался «старый вертодром». Время в полете – 20 минут…
 А канатные дороги над городом – эта идея «из прошлого» вполне вписывается в планы дальнейшего развития Сочи как горноклиматического курорта вкупе с морским такси.  В середине прошлого века проект «висячих дорог» над городом обсуждался очень серьезно и предметно. Зримым доказательством намерений до сих пор стоит «памятником архитектуры» та самая первая фуникулерная станция «воздушного автобуса» на горе Батарейка. Дальше такие станции планировались в центре города, в «горных» микрорайонах курорта – на Бытхе и улице Виноградной. Думали, связать «канаткой» и горные экскурсионные объекты Сочи – гору Ахун, Орлиные скалы, Ореховские водопады.  Теперь этот струнный транспорт можно было назвать воздушной «Ласточкой», подвесной «электричкой».
Пора вспоминать.

                                         МОРЕМ ИДЕМ С РАБОТЫ


Будущее наступает из прошлого. И не случайно министр транспорта России Максим Соколов лично открывал обновленное здание морского вокзала "Мацеста".  Напомню, портопункт «Мацеста» построили еще в 1936-м году и в то далекое время его можно было назвать транспортным хабом, куда стекались морской и наземный транспорт. Соединялись в нем. На современном языке это был транспортно-пересадочный узел – ТПУ. Подобные «морвокзальчики-ТПУ» воздвигли почти по всей береговой северной линии Сочи – Лазаревском, Головинке, Лоо, Дагомысе. На Мацесту, в Хосту и Адлер.Стало быть, глава Сочи заговорил и морском такси не случайно – инфраструктура есть. Вдоль всех 145-ти километров пляжной полосы Большого Сочи действовали портопункты для морских такси и прогулочных катеров…
Естественно, морские линии такси можно будет продлевать и дальше на Юг, вплоть до абхазской Гагры и Пицунды.  Вдоль всех 145-ти километров пляжной полосы Большого Сочи действовали портопункты для морских такси и прогулочных катеров…
Портопункт «Мацеста» возродился, и тенденция «на реструктуризацию» транспортных потоков становится постолимпийским трендом Сочи. Более того, вопрос «на чем перевозить пассажиров по морю» решен, например, ярославскими судостроителями. Не так давно в Сочи проходил испытания первый морской экспресс, построенный ярославцами, и, стало быть, в этом смысле держава не зависит от «мистральных» французов…
Новое морское такси принимает на борт 28 пассажиров и развивает скорость 40 узлов!  Путь из Сочи в Адлер или Лазаревское будет гораздо быстрее автобуса и даже электрички. Не случайно этот комфортабельный катер называют морским «мини-самолетом». Понятно, что такие суда и могли бы стать основной сочинского парка морских такси…
Напомню, что на тему «Развитию морского сообщения в России» Президент РФ Владимир Путин проводил специальное совещание.
Теперь дело за малым, за малым «пассажирским» флотом-такси, который мог бы выполнять и маршрутные рейсы по морю вдоль берегов самого Сочи. По-моему, даже в ясельных группах детских садов Барселоны дети знают, что Сочи протянулся вдоль берега моря на 145 километров (в других источниках на 148 км.). Словом, море деятельности ограничено только Государственной границей. Да и видимо, морское такси-маршрутка в Абхазию может быть востребованным маршрутом и маршруткой…
После открытия портопунктов для морских такси не буду впадать в нью-васюковскую эйфорию и ждать появления внутригородских канатных дорог. Впрочем, что и говорить с удовольствием полетел бы утром из Сочи в Лазаревское на дирижабле, если бы не достал билет на крылатую морскую «Комету», не поместился в вертолет или не опоздал на последнюю электричку. Хотя нет. Воспользовался бы морским такси, на котором в Сочи ездил герой Юрия Никулина из фильма «Бриллиантовая рука», купив билет в сохранившейся еще кассе.
Наши люди на морском такси, таксомореторе, не ходят по волнам в булочную. Пока.

Гайнан БОЧКАРЕВ

 

рейтинг новости: 
КОММЕНТИРОВАТЬ
Популярный ролик
Что почитать