Яндекс.Погода

ПОРТ ОЖИДАНИЯ

ПОРТ ОЖИДАНИЯ
Воспоминания о будущем: красавце-турбоходе «Федор Шаляпин», морских круизах из Сочи, «Кометах» в Крым и турецких помидорах

В Турции я не был давно. Все откладывал этот «тур за кожаной курткой» в магазин какой-нибудь частной фабрики замечательного города Трабзон. То денег не было, то времени. И вот получил долгожданный перевод от друга и двинул в Сочинский морской порт за билетами на паром к турецким берегам. Даже не сомневался, что грузопассажирские паромы в Турцию ходят регулярно и по расписанию. Президент недавно говорил о возобновлении морских круизов по Черному морю…
В кассе порта девушка посмотрела на меня как на туриста, который давно не был в Сочи:
- Дядечка, вы что с неба свалились?
- В смысле?
- Паромы в Турцию давно отменили…
Я сдался не сразу. Рассказал, что высоченные чины обещали все наладить к маю, просто я приплыл забронировать билет заранее. На всякий случай спросил в окошке: «А в принципе, круизные лайнеры в наш порт заходят?» Ответы был исчерпывающим: «В принципе, заходят.» Мне также уточнили, что российским гражданам на корабль в нашем порту попасть нельзя, ибо в Сочи нет посадки. Да и суда иностранные…
  С моря дул предвесенний штормовой ветер.  Я с грустью посмотрел на монументальные сооружения нового круизного порта Сочи. Сколько было разговоров об этом новом постолимпийском сооружении, о светлом будущем морских путешествий от родных берегов по другим морям и океанам.  Какое громадье планов выстраивалось на обещаниях ответственных товарищей из «Росморпорта» превратить родную гавань в главную круизную столицу российского побережья Черного моря.Олимпиада закончилась. Цирк уехал. У Сочи даже «отобрали» быстроходные суда «Сочи-1» и «Сочи-2». А турецким паромам ходить к берегам Сочи и вовсе запретили. Разве вы не почувствовали это по ценам в Сочи на овощи-фрукты? Уверен, что почувствовали. Только к глупым продуктовым санкциям Запада отсутствие турецких фруктов-овощей не имеет никакого отношения. Волну запретов погнали от наших берегов, ибо Турция ни к каким эмбарго против России не присоединилась. Более того, в ответ «евросоюзовцам» Турция и Россия защитили Южный газовый поток…
В голове не укладывается, что «продуктовые санкции» против турецких овощей-фруктов мы ввели сами, «выгнав» из Сочи грузо-продуктово-пассажирские паромы соседей. Впрочем, для наших фермеров есть плюс – никто не мешает «устанавливать цены».


ПАРОМЫ УШЛИ И НЕ ВЕРНУЛИСЬ  
По правде говоря, отмену паромов в Турцию можно было хоть как-то объяснить тем, что в Россию вернулся Крым. Его фруктовому потенциалу требуются новые рынки сбыта! А еще «турецкий помидор» мешает развиваться родным кубанским производителям. Однако, кроме роста цен на овощную и фруктовую продукцию отмена турецких паромов в постолимпийский Сочи ни к чему не привела. Во-первых, бананов «made in Russia» нет в природе, а, во-вторых, наши производители живых витаминов еще не в силах круглый год заваливать сограждан отечественным огурцом по «турецким» ценам…
-Товарищ продавец, почем помидорчики?
- Я вам не товарищ. А помидоры сто тридцать рублей!
- Дайте, зеленой капусты…
Каким-то неприглядной выглядит со стороны вся эта возникшая, как будто из-под земли, «морская» ситуация у берегов Сочи.  К Олимпийским Играм-2014 был построен Грузовой район порта Сочи, который, казалось, после Олимпиады должен был превратиться, в «порт снабжения» города заграничными фруктами, грузами и товарами. Грузовой район явно не дозагружен. Гуляет нахальный морской бриз и по пустующим причалам круизного порта. А ведь он был объявлен самой крупной пассажирской гаванью Черноморского побережья и задумывался флагманским инфраструктурным проектом. Львиной и «знаковой частью» олимпийского наследия Росморпорта.
 Не спорю, в год Олимпиады-2014 наш замечательный «порт «ноу-хау» принял 75 круизных лайнеров. Однако, прошло три года и в лучшем случае родная гавань «пришвартовывает» чуть больше 15 пассажирских турбоходов.  Все возрастающего морского пассажиропотока не происходит.
А ведь  «под круизное дело» в Сочинском порту создали прекрасную инфраструктуру и подготовили обслуживающий персонал. Открыли таможню.  Теперь люди готовы работать, но работы почти нет.
 Отчасти проблема в пресловутых санкциях Запада. Все круизные суда имеют заморские порты приписки, и судовладельцы просто не включают Сочи в свой круизный маршрут, избегая проблем на уровне своих правительств. Казалось бы, в такой ситуации наша Родина могла бы занять эту круизную нишу своими лайнерами, но у России круизных лайнеров кот наплакал. Так что попросту нам нечем импортозаместиться.
Какую-то надежду можно питать на развитие Государственной судостроительной корпорации, но, когда она понастроит необходимое количество подводных лодок, чтобы взяться за постройку круизных судов для пассажирского флота России? Это очень долгий и секретный вопрос. Заказывать «круизники» на западных вервях, чтобы получить «два «Мистраля»? Кто пойдет на такой риск? Словом, пока круизных судов с припиской к портам России цыгиль-цыгиль.  А нам, туристам, остается ай-лю-люкать и вспоминать былое время.

ТУРБОХОД ТУРИЗМА
Яхта – это жизнь. Такая цитата из Эрнста Хэменгуэя встречала пассажиров турбохода «Федор Шаляпин» прямо на входе. Помню, кто-то пошутил:
- Большой красавец турбоход – это красивая жизнь…
Пассажиры «Шаляпина» были взволнованы. Еще бы предстоял круиз по Черному и Средиземному морям с заходом в Турцию, Грецию, Италию, Испанию. И островное государство Мальта.
Помню, тогда в 1994-м я еще раз прочитал цитату: «Яхта – это жизнь. Эрнст Хэменгуэй». Кто-то снова добавил:
- Большой красавец турбоход – это красивая жизнь.
И, поверьте мне на слово, этот человек не ошибся…
Две недели мы бороздили по Черному и Средиземному морям. Зашли в порты Турции, Греции, Италии, Испании и островного государство Мальта. Не буду скрывать, лично для меня «хождение за два моря» было сказочным путешествием. Пассажиры круизного лайнера круглые сутки пропадали на дискотеках, а утром, уставшие и довольные, приходили с танцев сразу на завтрак. Почти каждый день попадали в новую страну, где в портах «руссотурыстов» ждали шикарные экскурсионные автобусы и многоязычные экскурсоводы, ибо на «Шаляпине» были туристы разных стран.
  В заморских портах я думал о Сочи, вспоминал молодые годы, когда во время стоянок круизных судов, мы договаривались с матросами из экипажа и покупали в судовых барах растворимый кофе, сделанный в Одессе на известной улице…
- В морские круизы я хожу во время каникул в Одесском университете, - рассказывала мне на палубе «Федора Шаляпина» преподаватель этого иностранного вуза Наталья Голубинчук. – Для меня это очень выгодно – есть возможность подработать во время летних студенческих каникул, да и языковая практика пригодится даже преподавателю. Я, честно говоря, очень удивилась, когда узнала, что в такой город, как Сочи теперь почти не заходят круизные лайнеры…
И тогда, в 1994-м, круизные лайнеры в Сочи уже не заходили.  Редко «красавцы-турбоходы» радуют глаз на морском горизонте и теперь в 2017-м, когда в новых вузах Сочи готовят прекрасно говорящих на любом языке студентов. Практически готовых круизных гидов!

СХОДИМ В КРЫМ
Безусловно, когда-нибудь, у родины дойдут руки до создания своего круизного флота. Может быть, кто-то из наших продвинутых предпринимателей додумается зафрахтовать круизный турбоход для наших туристов. Однако, последние лет пять лично мне было совсем непонятно почему канули в воду и лету небольшие пассажирские морские перевозки между Сочи и турецким берегом портом Трабзон. Между Сочи и вернувшийся в родную гавань республикой Крым. В былые времена в Севастополь, Ялту и Керчь ходили из Сочи быстроходные «Кометы». Смею сказать, что тесное и доступное сообщение между Черноморскими портами России – это не экономическая проблема, а политический вопрос. Нельзя, ведь ждать, пока триумфально завершится строительство грандиозного автомобильного моста между Кубанью и Крымом!  Интегрировать республику в общее экономическое и курортное пространство России надо завтра. Вернее, вчера.  Тут-то прямо на поверхности и лежит идея возобновить рейсы «Комет» на подводных крыльях вдоль российского берега Черного моря…
Однако, теперь «Комет» нет. А ведь в отличие от круизных лайнеров, отечественная промышленность способна гораздо быстрее наладить производство своих морских судов на подводных крыльях. Пока такой флот будет строиться, уверен, нет абсолютно никакой загвоздки в том, чтобы допустить к рейсам у наших берегов суда турецких или греческих товарищей, в рамках двух сторонних соглашений.  Ни на секунду не сомневаюсь, что наши заморские коллеги со скоростью быстроходного катера найдут грузопассажирские «свободные паромы», отмененные в Сочи, еще до резкого похолодания в отношениях двух стран. Однако, снова потеплело!
Впрочем, если глубже смотреть в корень вопроса об отмене «продуктовых паромов», то знатоки говорят, что отчасти это связано с тем, что фуры с фруктами из порта громили новые сочинские дороги. Тогда возникает другой, не менее банальный вопрос: а, что, эти дороги были рассчитывали только на проезд велосипедистов? Впрочем, знатоки говорят еще и о том, что логистический центр распределения закордонных помидоров, доставленных морем, перекочевал в Новороссийск. Тогда еще глупее выглядит вопрос о дорогах. Как это здорово для «ползучих путепроводов», когда многотонные фуры с фруктами утюжат повороты трассы между Туапсе и Сочи, накручивая километры и цены по пути из Новороссийска…
                   
ПЕРЕМЕНЫ НА ГОРИЗОНТЕ

Перед Олимпиадой вся логистика снабжения Сочи, товарооборота и пассажиропотока была выстроена логично. Порт Сочи – принимал пассажирские суда. Грузовой район порта Сочи «Порт Сочи-Имеретинский» грузы и стройматериалы. Для этого в «Имеретинский» и был построен, он просто не имеет права становиться озером для ловли барабули. Рядом и товарный двор, и склады, которые были предназначены для снабжения города. И дороги сделали для того, чтобы «объезжать» центр курорта. Куда же подевалась логистика-2014 и простая логика?
Как бы вы отнеслись к ситуации, если бы новый Международный аэропорт Сочи просто закрыли после Олимпиады по причине снижения пассажиропотока? Его не закрыли и развивают!  Недавно прилетал самолет из Тегерана с туристами, из Берлина прибывал.
Аэропорт Сочи получил статус «открытого неба», так почему настоящие профессионалы морского дела не предприняли титанических усилий, чтобы порт Сочи был включен в программу какого-нибудь «открытого моря»?!
Ну и в заключении лучик надежды. А, может, и прожектор. На недавнем совещании о развитии морского сообщения в России, Президент дал поручение Минтрансу организовать круизное сообщение по Черному морю между Сочи, Крымом и несколькими заморскими городами. Выход в море назначен на май. Не знаю, как вы, а я занимаю очередь в «морскую» кассу в порту ожидания. В Сочи.

Гайнан БОЧКАРЕВ. 

фото автора
рейтинг новости: 
КОММЕНТИРОВАТЬ
Что почитать