АКТЕР СМИРНИТСКИЙ

АКТЕР ВАЛЕНТИН СМИРНИТСКИЙ: «В ЩУКИНСКОЕ 

Я ВЛЕТЕЛ ЛЕГКО...»


В весенний сочинский день, в предверии спектакля режиссера Вадима Романова «Boulevard или у каждого свои недостатки», нам удалось поговорить с народным артистом России Валентином Георгиевичем Смирнитским, который рассказал о воспоминаниях своего детства, вспомнил забавные случаи из студенческой жизни, и, конечно же, поведал о своих ярких ролях в кинематографе.

- Во всех ваших биографиях, которые мы нашли, вы с теплотой вспомнинаете о своем послевоенном детстве. Не могли бы вы рассказать, чем оно отличалось?

- Я родился в самом центре Москвы, на Арбате, такая легендарная улица. Я прожил с этим городом послевоенное востанновление, помню, как его отстраивали пленные немцы. Видел, так называемые режимы, начиная со Сталина, Хрущева, Брежнева, Ельцина. Практически всю свою жизнь я прожил в Москве и параллельно участвовал в различных событиях города.

Я часто начал замечать, что люди моего возраста, вспоминают именно о детстве. Наверное, потому что всплывают наиболее яркие события, нежели в более взрослом возрасте, когда мы запоминает даты. Всегда с удовольствием говорю о детских впечатлениях, потому что послевоенная Москва своеобразная, со своими дворами, обстановкой и образом жизни.

- А остались кто-то из друзей того времени?

- Школьный друг появился совсем неожиданно. Вот, как раз это я очень плохо помню. Его вытащили на передачу, посвященную моей биографии и карьере, тогда Андрей Малахов еще работал на Первом канале. Нашли школьного друга, с которым мы с тех времен не виделись... 

- Назовите фамилию и имя, чтобы и нам было понятно…

- Николай Халиб - маститый корреспондент, он работал много за границей. Мы учились с ним в одном классе и дружили.

- Ваш отец работал на студии документальных фильмов?

- Да, он был редактором, писал много сценариев документальных фильмов. Одно время был главным редактором. Как сказать... он был известным в своих кругах в то время. Мой отец даже в Большой советской энциклопедии прописан.

- Скажите, дело, которым занимался ваш отец, как-то повлияло на ваш выбор?

- Отец был достаточно строгий, аскетичный и на выбор моей профессии совсем не повлиял.

- А его работа? Чем он гордился больше всего, какими фильмами и на какую тему?

- Я сейчас не очень помню эти фильмы, но я помню, что-то снималось про Дальний Восток, про Арктику сценарии были. Ну, это легче заглянуть в Большую советскую энциклопедию, там хотя бы об этом сказано.

- Всюду пишется, что краеугольной для вас стала роль Хлестакова в школьном спектакле? Какие эмоции у вас вызвала эта роль?

- Это, пожалуй, был толчок, потому что после этого, я заинтересовался профессией актера. Такая замечательная дама у нас была, сподвижница, учительница литературы, которая организовала драмматический кружок. Ученик я был не самый прилежный, мягко говоря, тем неменее, она привлекла меня к этому делу.  Это был седьмой или восьмой класс и это был успех, на уровне школы, конечно. Я стал такой известной личностью и в школе, после этого, не благодаря своим хулиганским поступкам, а именно благодаря роли. Я даже кличку вторую получил, не помню, какая первая была, но какая-то не приличная, а вот вторая- «артист», понимаете?

- Ваше поступление в Щукинское училище, с кем довелось учиться?

- Я поступил сразу после окончания школы. Заканчивал уже тогда вечернюю, потому что меня с девятого класса выгнали за мое поведение. Выгнали меня не за то, что я был отчаянным двоечником, а из-за конкретной драки, в которой участвовали я и отличник. Ну и было решено оставить более ценного ученика.

Я заканчивал вечернюю школу и параллельно работал. И сразу, по окончании, в 17 лет, я поступил в Щукинское училище, как ни странно. Многие наши известные актеры, вы,наверное, читали, поступали по несколько лет...трудно это им давалось, а я влетел легко.

- Говорят, что ваши одногруппники – целая плеяда знаменитостей.

- Нет, наш курс не очень счастливый. Из знаменитых, пожалуй, Калягин Саша. Знаменитыми были вообще Щукинское училище и параллельно с кем я учился: на старших курсах и на младших, целый букет известных актеров, начиная от Андрея Миронова, Александр Збруев, правда он уже закончил на этот момент. Сестры Вертинские учились младше меня, В. Малявина, Н. Гулая, К. Бурляев, я могу их долго перечислять, такая целая россыпь, потом, ставшая известными актерами и актрисами.

- К сожалению, мало знаем о короткометражном фильме «Двое», но о нем много пишут...

- Ну, собственно говоря, это мой первый фильм, с которого началась моя кинокарьера. Фильм был такой удачный, с точки зрения международного признания. Вообще это была дипломная работа режиссера Михаила Богина, тогда выпускника ВГИКа. Его работа была сразу же представлена на московском кинофестивале в 1965 году, по категории короткометражных фильмов, и тогда она схватил все премии, которые можно было: «Главный приз», «Фипресси»- очень пристижная награда.

- В Фильме «Я шагаю по Москве» вы сыграли эпизодическую роль. Какое впечатления и поспоминания у вас остались?

- Для студентов съемки в кино были основной «халтурой». У нас степендия была нищенская, всего 22 рубля, а съемочная площадка- единственное место, где можно было заработать.  Людям, приходящим с улицы на массовку, платили три рубля за рабочий день, а нам 7 рублей 50 копеек, поскольку мы считались специалистами.
Выбрали меня и сказали, что я буду играть офицера, вот и все. Впервые я получил в кино возможность что-то сказать и сказал...

- Валентин Георгиевич, картина «Семь стариков и Одна девушка»- этот фильм очень хороший, но такое чувство, что его задвинула плеяда хороших комедий...

- Я вам сейчас объясню в чем дело... Он вышел, во-первых, как на зло, параллельно с «Бриллиантовой рукой», которая имела ошаломительный успех. Там многое общее было, нас даже с Андреем Мироновым путали. Ну, так получилось... тем не менее, этот фильм получил свое: его сейчас показывают и считают своим кинофондом.

В «Бриллиантовой руке» там Ю.Никулин, а в «Стариках» Трус, Болбес и Бывалый то же являются персонажами.

- А ваши два спортивных фильма «Королевская регата» и «Удар! Еще удар!», можете подробней о них рассказать?

- «Королевская регата» - это был мой второй фильм. Когда на кинофестивале наш фильм «Двое» нахватал всяких призов, мне стало поступать много предложений и одно из них - роль в «Регате». Меня пригласил приятель режиссера, у которого я уже снимался, Ю. Челюкин, его уже нет в живых, к сожалению. Он мне тут же предложил «Королевскую регату» и я согласился. Получился такой чисто спортивный фильм.

После выхода его на экраны, а тогда фильмы распечатывались огромным тиражом и выходили сразу в нескольких городах. Так вот, после выхода на экраны, на меня стали показывать пальцем.

- Страдали от этого?
Нет, сначала это нравилось, потом от этого устаешь, а потом начинаешь от этого скрываться, естественно...

- «Удар, еще удар!»?
Это футбольный фильм. Я играл, играл хорошо и мне в этом виде спорта пророчили будущее, поэтому я играл это роль с удовольствием.  Я до сих пор обожаю этот вид спорта. Снимали мы тогда в Ленинграде на базе «Зенита» с ленинградскими футболистами.

Я до сих пор болею за этот вид спорта. Сейчас много живу в Испании и много внимания уделяю «Барселоне», там я тоже посещаю стадиона. В общем, болею, болею...

- Вот вы знаете, что Партос звездная роль, это наши читатели сами понимают. Вы не могли бы рассказать, какой из моментов этого фильма вам интерескен? А как вы в него пришли? Как вы устроились в компании с этими людьми? Выберите, пожалуйста, на свой вкус.

- Да вы знаете эффект был неожиданным для всех, не только для меня, но и для всех участников. Мы когда фильм снимали, не ожидали что быдет такой эффект. Я так думаю, что там сыграло роль – выбор жанра, необычного такого, музыкального. Все-таки, это не просто экранизация авантюрного романа, а ещё там изюминка в том, что была потрясающая музыка М. Дунаевского и стихи Ю. Ряшенцева, которые легли четко на все это дело.

Это было давно, почти 40 лет назад и тогда я не соответствовал внешнему виду Партоса... ну, вы знаете, как его описывают. А тогда я был худой, сухопарый, поджарый, но тем не менее режиссер меня пригласил, но почему меня - до сих пор загадка.

Потом мы начали сниматься и у нас собралась замечательная команда, и делали все с удовольствием. Даже сохраняли за кадром мушкетерский задор, освоили верховую езду, наверное, поэтому фильм получился и все настроение перенеслось на экраны.

- Вершиной этого успеха, может быть, стало какое-то событие или история?

- Наверное, бешенная популярность. Мишу Боярского тогда вообще нельзя было выпускать на улицу. Даже сейчас много замечательных популярных актеров, но такого успеха, как тогда, ни у кого нет... Даже сейчас это трудно с чем-то сравнить.  Ну, Боярского до сих пор уважают, да и меня, как ни странно тоже узнают на улицах, хоть я и не похож на своего персонажа.

- Много было перечислено фильмов, но, может, не было названо значимого для вас? 

- Значимым являются ни фильмы, ни роли, а встречи. Я играл у такого знаменитого режиссера Иосифа Хейфица, у него много замечательных фильмов, например, «Дама с собачкой».  Как личность он удивительный, пообщаться с ним было большое удовольствие, я у него снимался в фильме «Шурочка» по Куприну, но фильм, к сожалению, как-то прошел вторым планом, не понятно почему, но я с удовольствием снялся там. У меня была возможность работать с таким великим человеком, вот это запоминается, с кем ты работаешь, с какими актерами играешь, а результат - это результат для зрителя, а не для нас. Мы все по разному оцениваем, как говорится у нас актеров и работников творческого цеха, существует свой гамбургский счет. Зритель воспринемает так как воспринимает, а у нас есть свои оценки, которые совсем не совпадают со зрительскими.

- Жизнь актера - это жизнь странствующего человека, целый колейдоскоп городов. Расскажите о вашем отношении к Сочи, чем он вам дорог?
Сочи для меня - это детское воспоминание. То далекое, когда мне было 10 лет, я был совсем маленький. Тогда мама привезла меня на курорт. Как и полагается мы ехали в общем вагоне, на боковых местах, что уж тут рассказывать...Остановились мы в Лазаревской и жили в какой-то съемной хибаре, но тогда я первый раз увидел море...Тем не менее Сочи - мое первое впечатление о море.

- И всю жизнь этот позитивный фон, он как бы сопровождает?
Конечно, когда приезжаешь в Сочи, это вызывает все те же позитивные эмоции. Потом я много раз возвращался сюда, к вам: снимался в кино, играл в спектаклях, долгое время ездил на «Кинотавр». Жили мы тогда в гостинице «Жемчужина», я был членом жюри, когда еще Марк Рудинштейн руководил этим фестивалем. И всегда ощущение курорта и позитива оно присутствует, присутствует ощущением детства…


Беседовала
Ксения КУКСА, 

студентка 4-го курса
факультета журналистики КуБГУ

рейтинг новости: 
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ХРОНИКА ВФМС 2017

  • 22 окт, 20:57

СТАЛИН И СОЧИ

  • 22 апр, 18:47
КОММЕНТИРОВАТЬ
Что почитать