! Сегодня
 

САМАЯ КУРОРТНАЯ ДОРОГА

САМАЯ КУРОРТНАЯ ДОРОГА
Путевые заметки о том, когда время поездки на отдых к «сочинскому» Черному морю будет меньше, пробки раскупорятся, а курорты Краснодарского края и Северного Кавказа станут «сообщающимися сосудами»

Автобусе «Сочи-Ставрополь» поднялся в горку на объездную дорогу прямо с улицы Горького. Я сразу ощутил прелесть новых сочинских дорог: еще пару лет назад корейскому «Санъенгу» надо было пробиваться к Мамайскому перевалу через закупоренную машинами улицу Донскую, а теперь небольшой подъемчик и пассажирский межрегиональный авто лайнер миновал центр курорта и устремился на выезд из Сочи, не расходуя время и топливо.
Бабушка-пассажирка прильнула к окну:
- Дожили! Красота-то какая. Быстрота…
Минут двадцать и, преодолев перевал, автобус спустился в Дагомыс. На выезде из поселка поворот на Солохаул, я вспомнил небольшое кафе в этом местечке с безнадежным названием «На краю земли» http://сочи-новости.рф/main/27-vagan-na-krayu-zemli.html
Хозяин «земельного края» Ваган Кочконян еще в прошлом веке строил свое заведение с перспективой на новую, вторую дорогу к Сочи, которая должна была пролегать из Адыгеи к Черноморскому побережью в обход Джубги и Горячего Ключа. Такая дорога казалась настолько близким будущим, что ее нанесли на секретные военные карты. Был курьезный случай, когда, доверившись этим картам, близ Солохуала «попала в засаду» целая войсковая колонна. Представляете, с каким трудом технику развернули обратно на узком горном серпантине…Одним словом дорогу не достроили, а стройку заморозили, оставив «не завершенкой» каких-то десяток километров, Дагомысскому ДРСУ, которое и было задумано в качестве главной подрядной организации новой въездной дороги в Сочи не прекратило свое существование только благодаря зимней Олимпиаде и очередной программе по развитию Сочи как горно-климатического курорта. Ресторанчик Вагана, задуманный кормить людей в гуще транспортных потоков на курорт, оказался «на краю земли». Сей факт хозяин безнадежно зафиксировал в названии своего придорожного заведения…Отгромыхала зимняя Олимпиада, не впустив проект «другой дороги» в планы подготовки и развития Сочи. Казалось, что о недостроенной и забытой дороге больше никогда не вспомнят, однако, историческую память вернули западные санкции, ЧП с нашими туристами за границей, временное закрытие морских курортов Турции и Египта, а также взлетевшие цены на билеты в Сочи со стороны авиаперевозчиков. Отдыхательный народ вспомнил, что личный автомобиль не роскошь, а средство передвижения и летом рванул к морю на своих четырех колесах. По этой банальной транспортно-экономической причине на «курортных» дорогах Краснодарского края в минувшие два летних сезона наблюдался кромешный коллапс. Автомобильные пробки закупоривались у Краснодара и докатывались прямо до пляжей. Факт наплыва автомобильных курортников зафиксировали «сумасшедшие» цифры: по данным Правительства России за последние три года число туристов, отдыхающих в Сочи, возросло на 40 процентов, с 3,9 миллиона человек в 2013-м году до 6,5 миллиона - в 2016-м. Львиная часть этого вселенского потока добиралась к морю на личных автомобилях. Добавил пробок дорогам к Сочи и второй зимний сезон. Если еще три года назад количество зимних отдыхающих в городе-курорте едва дотягивало до 100 тысяч человек, то в прошлом году зимой в Сочи отдохнуло более 1,1 миллиона туристов.
На сегодняшний день летние подъезды к Сочи превратились в один сплошной транспортный узел и по итогам лета-2016 краевая администрация взялась его развязывать и разруливать проблему. На первом этапе предполагается потратить 200 миллионов рублей на реконструкцию «убитой» автомобильной дороги Майкоп-Туапсе. Естественно, это «раздвоит» потоки автомобилей на выезде из Краснодара, однако в районе Туапсе они все равно столкнутся. Дорога Туапсе-Сочи все равно останется «игольным» ушком.
…После остановки в Туапсе, наш автобус «Сочи-Ставрополь» снова выкатился на маршрут и за окном я стал выглядывать этот «новый поворот». Вот он! По идеи, благодаря забытой дороге мы могли бы уйти вправо и сразу за Туапсе вырулить к Майкопу, а потом, и гораздо короче, добраться до Ставропольского края. Однако, этот поворот пока запрещен и многотонный автобус не проедет по чудом сохранившейся грунтовке. Надо ждать окончания подготовки к летнему сезону-2017, когда дорогу обещают открыть и заасфальтировать бюджетом в 200 миллионов, хотя и ежу понятно, что таких денег хватит едва ли на ямочный ремонт. Достаточно привести характеристики этой дороги: путепровод «Майкоп-Туапсе» проходит по территории Республики Адыгея и Краснодарского края. Общая протяженность автодороги почти 142 километра, самое затрудненное движение на участке Хадыженск-Туапсе, где достаточно коварных серпантинов. Более того, эта автомобильная тропа в девяти местах пересекает железнодорожную магистраль. Стоит напомнить, что еще в 2015 году министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края оценивало реконструкцию проблемной дороги «Майкоп-Туапсе» в 90 миллиардов рублей!  Словом, 200 миллионов капля в море.  По этой причине власти Кубани и Адыгеи направили пакет документов в Федеральное дорожное агентство для передачи дороги в общероссийскую собственность, хотя по своей сути путепровод «Майкоп-Туапсе» и есть федеральная дорога, ведущая к курортам всероссийского значения и вполне может быть сравнима с трассой Москва-Санкт-Петербург или автомобильным мостом в Крым…
К сожалению, и этот даже обновленный и заштопанный автомобильный выезд к берегам Черного моря из Адыгеи в районе Туапсе никак не скажется на пробках по дороге из Туапсе в Сочи. Разгрузить нашу «столпотворительную» трассу сможет лишь еще одна дорога, та, самая из Адыгеи через Солохаул и «Край земли» с прямым выездом в Дагомыс. Понятно, что государственных инвестиций на этот залежалый исторический проект вряд ли раздобудутся в обозримом будущем. Выезд из проблемы только один: найти частного инвестора. Достроить дорогу, сделав ее платной. Как говорят в официальных документах, «решение этого дорожно-курортного вопроса в актуальной повестке дня и переведено в практическую плоскость» стараниями губернатора Кубани Вениамина Кондратьева. Желающие достроить есть? Есть. Проектом второго заезда в Сочи через Дагомыс заинтересовались инвесторы немецкой компании Standke Group. Более того, наши германские товарищи считают, что реализация проекта не только позволит разгрузить единственную действующую на Черноморском побережье автодорогу, создаст короткий выезд к Сочи, но и даст толчок в развитии горных курортов южной и юго-западной части Апшеронского района и горнолыжного курорта Лагонаки. Предполагается, что платная автотрасса пройдет в обход особо охраняемой территории Кавказского государственного природного биосферного заповедника, общая протяженность альтернативной автомагистрали составит более 115 километров. При ее создании планируется построить мосты, эстакады и тоннели. Причем новая старая автодорога может стать частью туристического маршрута, поскольку пройдет в 7 километрах от Гуамского ущелья и в 10 от нагорья Лагонаки, недалеко от горных вершин, живописных озер, водопадов и долин рек…
Еще более масштабным соединительным курортным проектом горнолыжных, лечебных и морских курортов Черноморского побережья Краснодарского края и Северного Кавказа может стать автомобильная дорога через Красную Поляну «прямиком» на Северный Кавказ. В стародавние времена и такой проект был в природе…
Как-то незаметно наш автобус «Сочи-Ставрополь» доковылял до Невинномысска. В долгой дороге я еще отметил, что сервис на автостанциях по маршруту оставляет желать лучшего. На большей части промежуточных автовокзалов заведения «М» и «Ж» отделены от самих автовокзалов и по автобусным билетам даже по большой нужде «малый бизнес» в свои клозеты не впускает. Бессовестно требуют оплату, что приводит к ощутимому удорожанию поездки вследствие не всегда свежих пирожков с капустой, купленных у других предпринимателей. Кстати, та самая моя попутчица-бабушка все время задерживала своевременный отъезд автобуса, видимо, сравнивала дорожные пирожки со своими.
Вот и дом моего невинномысского друга Саши Волкова. Сельская жизнь – куры, кролики и фруктовый сад. Прямо с порога Саша сказал, что рад бы приехать в Сочи с ответным визитом на своей машине, да дорога слишком долгая и муторная. А потом друг добавил: «Черноморское побережье Кубани и Северный Кавказ надо связать новой прямой дорогой, сделать «сообщающимися сосудами». Дед рассказывал, что такой проект в царские времена еще был. Это будет дорога к курортной жизни… »Как будто друг Саша знал, о чем я думал всю ночь, трясясь в тесном корейском автобусе из одного курортного кластера России в другой. Ставропольский край совсем рядом, если ехать напрямую. Для курортного региона, новый путепровод безо всяких яhких можно назвать самой курортной дорогой. Думаю, заплатить за без пробковое путешествие не курорт на своей машине не откажется никто.  
Гайнан БОЧКАРЕВ

рейтинг новости: 
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ПОРТ ОЖИДАНИЯ

  • 22 фев, 13:46

WELCOME!

  • 19 фев, 16:39
КОММЕНТИРОВАТЬ
Популярный ролик
Что почитать