Забытый пароходик
Это место хорошо знакомо всем лоцманам Черного моря
Это место хорошо знакомо всем лоцманам Черного моря. Неподалеку от Западного мола порта Туапсе на морском дне больше века лежит старый железный остов прогулочного пароходика «Резвый», затопленного орудийным залпом страшной силы. История его гибели являетсягероической страницей в летописи морского флота России. Она относится к периоду Первой мировой войны. Если точнее, к июню 1916 года.
Вообще ход боевых действий во время той войны на Черном море изучен крайне слабо, в учебниках изложены только самые общие факты. И очень жаль, поскольку русские моряки сражались в ту войну достойно, мужественно, умело отбивая нападения германских и турецких боевых кораблей на наши порты. Тогда силы на море, к сожалению, были неравны. С Турцией мы еще могли бы потягаться, но явно уступали Германии, приславшей в Черное море два современных крейсера-дредноута «Гебен» и «Бреслау». У русского флота кораблей такого класса еще не было, потому перевес в морских сражениях чаще оставался за Германией.
Однако, свое техническое отставание русские моряки компенсировалидоблестью и отвагой. 24 января 1916 года с двух транспортных судов в воздух поднялись 11 гидросамолетов, которые нанесли удар по военной базе турецкого флота в Зондулаке, прямо в бухте потопив турецкий эсминец «Ирмингард». После этого 25 мая 1916 года русская подводная лодка«Морж» совершила дерзкий рейд и захватила у мыса Эмин большой парусный бриг «Бельгузар» с полным трюмом керосина, под конвоем привела его в Севастополь.
Таких поражений объединенное морское командование Германии и Турции снести не могло, решив действовать пиратскими методами. После полудня 21 июня 1916 года немецкий крейсер «Гебен», подняв для маскировки русский Андреевский флаг, подошел к находившемуся в глубоком тылу порту Туапсе. В городе не было никаких военных объектов. Андреевский флаг крейсер спустил и открыл по Туапсе ураганный огонь, вызывающий большие пожары. Немецкие офицеры планировали высадить на туапсинскую набережную десант морской пехоты, пограбить несколько часов мирный город, разорить его склады и магазины. Однако этому плану помешал нелепый,по военным понятиям, случай.
Во время обстрела из порта Туапсе вдруг выскочил небольшой колесный пассажирский пароходик. Уже несколько лет два таких пароходика «Резвый» и «Стрежень» совершая прибрежные рейсы, катали курортников по морю, выполняли небольшие рейсы из Туапсе в приморские деревушки Небуг и Шепси. Управлял«Резвым» бывший военный моряк, а ныне гражданский шкипер Петр Балашов. Пароходик на всех порах мчался прямо к борту огромногокрейсера-дредноута.Немецкие офицеры, стоя на мостике, посмеивались, глядя на то, как неуклюже он переваливался через волны. Сдаваться, что ли, спешат эти русские? Ну и забава, ха-ха-ха!
Однако вскоре всем стало не до смеха. Когда расстояние сократилось до сотни метров, из рубки пароходика неожиданно ударил пулемет. Стрелки целились по капитанскому мостику крейсера «Гебен». На явную гибель шел немногочисленный экипаж, совершая такой вызывающий шаг.
На крейсере «Гебен» сразу раздались истошные крики, появились раненые и убитые, по палубе пролилась кровь, тревожно зазвенела сирена, забегали санитары с носилками. Опомнившийся командир «Гебена» тут же отдал приказ потопить пароходик. Огромные пушки сменили прицелы, первым жемощнымзалпом все было кончено. Однако веселоенастроениеу команды «Гебена» вмиг исчезло, матросы начали паниковать, от планов высадки десанта на набережную Туапсе было решено отказаться. Отчаянный акт сопротивления русских гражданских моряков всем испортил настроение. Крейсер поднял якоря и направился к своей стоянке в районе Босфора.
Пассажирский колесный пароходик «Резвый» из числа судов, перевозивших курортников вдоль берега, остался лежать на дне. Весь его экипаж, возглавляемый шкипером Петром Балашовым, погиб. Через несколько лет под воду спустились водолазы, которые увидели огромные пробоины на палубе и на бортах. Вспомнили о забытой героической истории, о подвиге экипажа «Резвого». Кстати говоря, его брат-близнец пароходик «Стрежень», переживший Первую мировую войну, затем революцию и Гражданскую войну, еще много лет ходил по Черному морю, перевозя курортников из Туапсе на пляжи приморских поселков.
Светлая память морякам, принявшим свой последний бой и павшим смертью храбрых в Черном море, неподалеку от Западного мола порта Туапсе 21 июня 1916 года.
Сергей КОВАЛЕНКО,
корреспондент интернет-газеты «Сочи-новости».
Автор: Гайнан Бочкарёв в Сочи on , внесены правки .
20-10-2024 20:46:39 57
В категориях: Истории
Общественница ознакомилась с организацией работы дежурных частей пунктов, их технической оснащенностью
06-02-2025 20:31:27
Ответственный секретарь газеты "Черноморская здравница", Анатолий Федосеевич Галатенко во время Великой Отечественной служил на Черноморском флоте
06-02-2025 18:54:03
Впервые на российском туристическом рынке появилось предложение, которое позволит отдохнуть сразу в двух географических точках
06-02-2025 18:14:58
Кошки и коты в Сочи гуляют сами по себе и появляются на пляжах, чтобы подышать морским воздухом
06-02-2025 17:20:24
Сначала я подумала, что по стволу величественной сосны ползёт большая ящерица
06-02-2025 15:38:49
Научное-просветительское мероприятие, приуроченное к 100-летию Кавказского заповедника пройдет в Университете Сириус
(2364 визитов с 21-10-2024 13:11:28)
Всем, кто читал газеты «Черноморская здравница» и «Сочи» имя этого автора хорошо знакомо
(1574 визитов с 14-11-2024 12:20:09)
Знаковое для города мероприятие проводится под эгидой Союза Женщин России при поддержке администрации города и Городского Собрания Сочи
(129 визитов с 31-01-2025 10:35:28)
Вовлечь в спорт море людей для тренера по теннису стало главным делом жизни
(292 визитов с 24-01-2025 17:33:21)
Эта новогодняя встреча произошла прямо на пляже
(578 визитов с 30-12-2024 12:39:29)