Фантастические дороги к морю
В обозримом будущем время в пути к черноморским курортам значительно сократится
Автобус «Сочи-Ставрополь» поднялся в горку на объездную дорогу прямо с улицы Горького. Я сразу ощутил прелесть новых сочинских дорог: еще совсем недавно корейскому «Санъенгу» надо было пробиваться к Мамайскому перевалу через закупоренную машинами улицу Донскую, а теперь небольшой подъемчик и пассажирский межрегиональный авто-лайнер миновал центр курорта и устремился на выезд из Сочи, не расходуя время и бензин.
Бабушка-пассажирка прильнула к окну:
- Дожили! Красота-то какая. Быстрота…
Минут двадцать и, преодолев перевал, автобус спустился в Дагомыс. На выезде из поселка поворот на Солохаул. Вспомнил небольшое кафе в этом местечке с безнадежным названием «На краю земли».
Я знал, что еще в прошлом веке это заведение построили с перспективой на новую, «вторую дорогу» к Сочи, которая должна была пролегать из Адыгеи к Черноморскому побережью в обход Джубги и Горячего Ключа. Такая дорога казалась настолько близким будущим, что ее нанесли на секретные военные карты. Был курьезный случай, когда, доверившись этим картам, близ Солохуала «попала в засаду» целая войсковая колонна. Представляете, с каким трудом технику развернули обратно на узком горном серпантине.
Одним словом дорогу не достроили, а стройку заморозили, оставив «незавершенкой» каких-то десяток километров. Дагомысскому ДРСУ, которое и было задумано в качестве главной подрядной организации новой въездной-выездной дороги в Сочи не прекратило свое существование только благодаря зимней Олимпиаде и очередной программе по развитию Сочи, как горно-климатического курорта. Ресторанчик, задуманный кормить людей в гуще транспортных потоков на курорт, оказался «на краю земли».
Сей факт хозяин безнадежно зафиксировал в названии своего придорожного заведения.
Давно отгромыхала зимняя Олимпиада, не впустив проект «другой дороги» в планы подготовки и развития Сочи. Казалось, что о недостроенной и забытой дороге больше никогда не вспомнят, однако, историческую память вернули западные санкции и программы по развитию внутреннего туризма.
Отдыхательный народ вспомнил, что личный автомобиль не роскошь, а средство передвижения в отпуск и летом рванул к морю на своих четырех колесах. По этой банальной транспортно-экономической причине на «курортных» дорогах Краснодарского края в летний сезон наблюдается пробочный коллапс. Машины от Краснодара «едут почти пешком». Автомобильные пробки иногда закупориваются у Краснодара и докатываются прямо до пляжей.
Факты наплыва автомобильных курортников регулярно фиксируют «сумасшедшие» цифры: по данным Правительства России за последние годы число туристов, отдыхающих в Сочи «на своих автомобилях», регулярно бьёт исторические рекорды «миллионными цифрами». Что греха таить, свой автомобиль помогает прилично сэкономить денег на авиа и жд билетах. Правда, в ущерб потраченному времени.
На сегодняшний день летние подъезды к Сочи превратились в один сплошной транспортный узел и, естественно, эта проблема давно вышла на государственный уровень, попала в поле зрения президента и правительства.
Из-под сукна достали советские проекты новых дорог к Черноморскому побережью и, наверное, взяли их за основу.
Напомню об этих советских проектах. Один из них предполагал поворот в горы сразу за Туапсе по направлению на Майкоп и далее путь к Ставропольскому краю, не касаясь перегруженного автомобилями Горячего ключа.
Достаточно привести характеристики этой дороги: путепровод «Майкоп-Туапсе» проходит по территории Республики Адыгея и Краснодарского края. Общая протяженность автодороги почти 142 километра, самое затрудненное движение на участке Хадыженск-Туапсе, где достаточно коварных серпантинов. Более того, эта автомобильная тропа в девяти местах пересекает железнодорожную магистраль.
Стоит напомнить, что еще десять лет назад министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края оценивало реконструкцию проблемной дороги «Майкоп-Туапсе» в 90 миллиардов рублей.
По этой причине власти Кубани и Адыгеи не раз направляли пакет документов в Федеральное дорожное агентство для передачи дороги в общероссийскую собственность, хотя по своей сути путепровод «Майкоп-Туапсе» и есть федеральная дорога, ведущая к курортам всероссийского значения и вполне может быть сравнима с трассой Москва-Санкт-Петербург или автомобильным мостом в Крым…
К сожалению, и этот даже обновленный и заштопанный автомобильный выезд к берегам Черного моря из Адыгеи в районе Туапсе почти никак не скажется на пробках по дороге из Туапсе в Сочи. Разгрузить нашу«столпотворительную» трассу сможет лишь другие новые дороги. Например, та самая из Адыгеи через Солохаул и «Край земли» с прямым выездом в Дагомыс. Понятно, что государственных инвестиций на этот залежалый исторический проект нет, пусть он и ласкает душу старожилам. Сегодня понятно, что дорога через Солохаул не решит всех проблем с дорогами к Черноморскому побережью Сочи. Достройка этой трассы была хорошей перспективой лет тридцать назад, но, когда вся страна пересела на личные автомобили и этот «вариант Омега» будет лишь промежуточным латанием дыр, без запаса на будущее и сродни ямочно муремонту.
Принципиальное решение транспортно-курортной проблемы – это строительство абсолютно новых дорог к морю от Горячего Ключа и именно об этом теперь говорит президент, а правительство взялось за проекты развития таких дорог до 2035 года. Причем, проблема рассматривается в комплексе - параллельно начата детальная работа над темой скоростной железной дороги «Москва-Сочи».
Каким развязка курортно-транспортного узла выглядит в идеале?
1. Обход Краснодара прямой дорогой на Горячий Ключ и далее вдали от этого города сквозь горы и тоннели трасса с выходом в районе Адлера, далее мимо Красной Поляны прямиком к курортам Северного Кавказа.
2. Скоростная «параллельная» железная дорога «Москва-Сочи» с сетью новых тоннелей, которая сократит путь из Москвы до Адлера до десяти часов. На сегодняшний день, ориентировочная цена этого вопроса пять триллионов рублей, однако и триллионные выгоды очевидны.
Похоже, за развязку транспортно-курортных узлов взялись масштабно, рождая всё новые проекты, которые регулярно презентуют на Экономических форумах.
Есть на что посмотреть и обсудить.
А в будущем, наверняка, вспомнят и еще один «проект курортных дорог», который будоражит умы инженеров с самых давних времен – это дорога над морем от Туапсе, а может, и от самого Крыма, этакий «крымский мост» глобального масштаба к Сочи. При том внимании, с которым в России взялись за развитие автомобильных дорог и транспортной инфраструктуры, даже такой прожект больше не кажется фантастическим.
Говорю это без дураков.
Гайнан БОЧКАРЕВ
Фото автора
Автор: Гайнан Бочкарёв в Сочи on , внесены правки .
07-09-2024 10:08:00 38
В категориях: Что происходит
Похожие Новости:
Карета за облака
Железная дорога к морю
Транспортный узел
Из «Моря идей» к морю дел
Пляж "Юг-спорт" открыт для всех
Спасатели помогли туристам вернутся из леса
15-10-2024 11:16:35
На Курорте Красная Поляна прошла Национальная конференция по устойчивому развитию природных территорий
15-10-2024 10:09:46
Храбрость и профессионализм продемонстрировал в боях казак Хостинского районного казачьего общества Сочи Иван Цыбуля.
14-10-2024 18:03:47
В честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы в соборе Михаила Архангела прошло торжественное построение казаков Черноморского казачьего округа
14-10-2024 17:49:21
Во время тихой охоты старайтесь не попадать в сводки МЧС
14-10-2024 11:31:28
К началу сталинской реконструкции Сочи-Мацестинского курорта в 30-х годах ХХ века вся сочинская пресса была реорганизована
(845 визитов с 04-09-2024 22:14:00)
В библиотеке горного поселка состоялась презентация издательского проекта "Сочи на вкус" Анны Петросян
(47 визитов с 09-10-2024 12:16:02)
В городе-курорте откроется приемная Культурно-образовательного центра Молдовы для поддержки соотечественников
(58 визитов с 07-10-2024 14:10:35)
Заседание за круглым столом «Российско-китайское торговое сотрудничество»
(38 визитов с 10-10-2024 02:05:53)
Попытка выстроить земные отношения с женщинами из облачного пространства
(24 визитов с 12-10-2024 21:10:51)