! Сегодня
 

КАЗАКИ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ: памятная дата в истории казачества

КАЗАКИ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ: памятная дата в истории казачества                                                    

Игорь СИЗОВ,
заслуженный журналист Кубани,
шеф-редактор «Сочи-новости»


В  указе Президента России «О реабилитации репрессированных народов», который был подписан в 1992-м году  в первую очередь речь шла о казачестве, которое получило право вновь гордиться своей многовековой историей, своими традициями, связанными с верным служением православному народу России.

   Уже после того, как в Краснодарском крае началось возрождение казачества, мне довелось познакомиться с потомственным казаком станицы Староминской Григорием Новоселовым. Он сам с гордостью носил черкеску, следил, чтобы в таких же черкесках ходили по воскресеньям в церковь сыновья, даже пошил казачью форму своему маленькому внуку Мишеньке, с которым гулял вечерами по центральной улице Адлера. Мы часто беседовали о непростой судьбе кубанского казачества, и фразы из исторических книг словно наполнялись красками во время рассказов старого казака. Переживший в 30-е годы ссылку на Урал, прошедший всю войну в одной из казачьих кавалерийских дивизий, награжденный за это множеством медалей, участвовавший в 60-е годы в движении бригад коммунистического труда, дождавшийся времени казачьего возрождения, он не хотел забывать ничего, ни плохого в жизни, ни хорошего…

   Как все было на свете? Сложившаяся в средние века на юге Руси казачья вольница во времена Екатерины Великой была преобразована и поставлена на защиту рубежей Российской империи. Конечно, на Кубани земли и воли у казаков было несравненно больше, чем у крепостных крестьян российской глубинки. Но зато на них были возложены серьезные обязанности по несению государственной службы. Значит – дежурства на улицах станиц, ежегодные учения в казачьих лагерях, в случае войны отправка на фронт в первых рядах. Понятные условия, выполняя которые казаки верою и правдою служили царю и Отечеству.

   Так продолжалось из поколения в поколение, очень много лет. И потому нелегко, ох как нелегко было казакам делать во время гражданской войны 1918-1920 годов делать выбор, продолжать защищать царя или и веру, или пойти одной тропой с товарищами-фронтовиками. В итоге половина кубанских казаков оказалась Добровольческой армии Антона Деникина, вторая половина - в 1-й конной армии товарища Семена Буденного и 2-й конной армии Филиппа Миронова.

Таких глобальных революций, как наша, в мире не происходило никогда. Все случалось впервые, многое делалось наобум, и неразумные декреты той поры издавались пачками. Одним из таких декретов была «Директива о расказачивании», принятая Организационным бюро ЦК ВКП (б) 24 января 1919 года по инициативе партийного лидера, товарища Льва Троцкого. Согласно этой директиве, все правовые и земельные привилегии казачества упразднялись. Местные власти тут же позаботились и о деталях, касающихся ношения формы и исполнения народных песен, постарались, чтобы слово «казак» вообще исчезло из лексикона граждан России. Разумеется, были преданы забвению все заслуги казаков в сражениях против Наполеона Бонапарта и Отто Бисмарка.Даже был введен запрет на призыв казаков, как «ненадежных элементов», в Красную Армию.В газете «Известия» даже появилось несколько статей с призывами «депортировать казаков от 18 до 50 лет за пределы Кубани, Дона и Терека, отправить на Север».

Поскольку эта директива была явно неразумна, ее отменили через два месяца. До депортации казаков дело не дошло, зато, наоборот, вскоре был депортирован сам товарищ Лев Троцкий, со всеми его экстремистскими идеями преобразования мира. Однако отпущенная казакам пощечина запомнилась, и запомнилась надолго.

   В этом месте Григорий Новоселов обычно делал паузу, собирался с мыслями и горестно вздыхал, поскольку следующий этап трагедии кубанского казачества коснулся его семьи в полной мере. Собственно, это была трагедия всего русского крестьянства 1929-1933 годов, о которой с болью писали не только Михаил Шолохов в казачьих краях, но и Федор Абрамов на Севере, Александр Твардовский на Смоленщине, Валентин Распутин в Сибири. При проведении коллективизации сопротивление Советской власти со стороны крепких крестьянских семей, как их называли «кулаков», подавлялось неоправданно жестоко. В 1932 году план по заготовкам хлеба на Кубани не был выполнен, и сразу на «черную доску» были занесены станицы Ладожская, Медведовская, Незамаевская, Новодеревянковская, Новоджерлиевская, Платнировская, Полтавская, Стародеревянковская, Старокорсунская, Старощербиновская, Темиргоевская, Уманская, Урупская.Из-за «черной доски» снабжать эти станицы продуктами власти перестали, во многих хатах прошли аресты. Самая страшная судьба ожидала жителей станиц Полтавской (12.563 человека) и Уманской (20.777 человек). Из этих пунктов население было отправлено в ссылку поголовно, включая малолетних детей, а сами станицы были переименованы в Красноармейскую и Ленинградскую.

   Это было ужасно! Нарушилась нормальная жизнь тысяч людей, и об этом никогда нельзя забывать. Рискуя не только репутацией, но и своей головой в прямом смысле слова великий писатель Михаил Шолохов обратился с письмом прямо к Генеральному секретарю ЦК ВКП(б) Иосифу Сталину. Сообщил о страшных перегибах, допущенных по отношению к казачеству. И ведь достучался! В «Правде» была опубликована статья «Головокружение от успехов», вслед за этим массовые репрессии по отношению к казачеству прекратились.

   Приободрившийся Михаил Шолохов сделал еще более смелый шаг. Он предложил принять Иосифа Сталина в казаки. Неожиданно для близкого окружения, вождь согласился. Но с одним условием, чтобы принимали его в казачьих станицах на общих собраниях, обязательно открытым голосованием. Такие собрания повсюду, в том числе и на Кубани состоялись, решение было принято. К огромному изумлению граждан Советского Союза, вождь Иосиф Сталин стал появляться на публике в брюках с красными лампасами, которые еще совсем недавно искоренялись вместе с погонами и словом «офицеры».     

   Отношение к казачеству в стране стало меняться в лучшую сторону. Впрочем, если говорить четно, кубанские казаки сами стали реабилитировать себя самоотверженными поступками. Урожаи в созданных на Кубани колхозах, где работали казаки, стали расти прямо на глазах. Казачьи станицы хорошели! В феврале 1936 года на Всесоюзное совещание животноводов были приглашены кубанцы, известные специалисты по разведению лошадей. Освещавшие ход совещания газетчики много писали именно о казачьих конных хозяйствах, ведь в те годы без лошадей Красная Армия обойтись не могла. Вслед за этим, в апреле 1936 года вышло Постановление ЦИК СССР «О снятии с казачества ограничений по службе в РККА». И сразу же нарком обороны Климент Ворошилов объявил о создании казачьих кавалерийских дивизий. Для них даже форму специальную пошили, с учетом этнических традиций. Сразу можно было уловить преемственность между советской кавалерией и казачьими войсками царских времен, зато знаки различия точносвидетельствовала о принадлежности казачьих частей к Красной Армии. Во многих станицах стали создаваться кружки «Ворошиловских кавалеристов», где подростки обучались верховой езде, навыкам конного боя, владению холодным и огнестрельным оружием.При этом наставниками молодежи часто выступали казаки старшего поколения, рубавшие недругов России еще во время Первой мировой войны. Тогда же началось возрождение всех культурных традиций кубанских казаков, с плясками и песнями, вершиной чего стало возрождение Кубанского казачьего хора. Казаки перестали стесняться своих традиций, на улицах кубанских городов вновь начали появлялись людив бурках, кубанках, башлыках, бекешах и черкесках.

Великая Отечественная война все окончательно расставила по своим местам. Казак станицы Староминской Григорий Новоселов прошел всю войну, от начала и до конца, и всегда с гордостью носил на казачьей черкеске боевые советские ордена. На весь мир прогремела тогда слава о конных рейдах казачьих дивизий, о знаменитой атаке под Кущевкой, когда подлетавшие к танкам на взмыленных рысаках бойцы разбивали о броню бутылки с зажигательной смесью. Благодарная Москва даже поставила на Волоколамском шоссе памятник 37 казакам Армавирского кавалерийского полка, которые оставшись обреченными на передовой, отпустили на свободу своих лошадей, а сами погибли, не отступив ни на шаг, остановив батальон танков и уничтожив две роты пехоты.Во время Великой Отечественной войны Героями Советского Союза стали 262 казака. Из казаков Крымского района происходил дважды Герой Советского Союза, летчик Владимир Алексеенко. Из казаков Темрюкского района - Герой Советского Союза, пехотинец Василий Головченко. В казачьей семье станицы Бесстрашной Отрадненского района вырос Герой Советского Союза, танкист Дмитрий Лавриненко, который, командуя «одиноким танком», вместе с экипажем остановил моторизованную колонну противника в бою под Малоярославцем. Зримым символом признания заслуг казаков перед Родиной стало участие отдельного батальона 4-го гвардейского Кубанского казачьего кавалерийского корпуса в Параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. Выглядели казаки в своей особой форме, с наградами на груди, просто великолепно!

   Возрождение казачьего движения на Кубани в начале 90-х годов ХХ века произошло далеко не случайно. Бушевавший на просторах Советского Союза экономический кризис привел к ослаблению государственных структур. Прямым следствием этого стало появление националистических движений, на Украине, в Грузии, в Прибалтике. Всем казалось, что при отделении от большой страны жизнь станет лучше. Естественной при этом была и реакция русских людей, понимавших, что им отделяться некуда, что их жизнь навечно связана с Россией. Понимали это казаки Кубани, Дона, Терека, которые готовы были ради сохранения спокойствия в стране добровольно выйти на дежурства, помогая органам правопорядка. Понимая это, Верховный Совет РСФСР принял 26 апреля 1991 года закон «О реабилитации репрессированных народов». Казаков все имели в виду в первую очередь.

Как раз в это время потомственный казак станицы Староминской Григорий Новоселов, находившийся уже на пенсии по старости, заказал себе в ателье черкеску, записался в казачью дружину и стал по вечерам выходить на улицы Адлера вместе с молодыми казаками. Благодаря его рассудительности несколько раз удавалось предотвращать массовые драки местных жителей с приезжими, армянских торговцев с греческими, да просто хулиганствующих банд, противостоящих друг другу. Когда же подходили праздники, Григорий Новоселов требовал, чтобы черкески надевали сыновья и внуки, всей семьей они шли в церковь, подавая пример соседям. Разумеется, участвовал ветеран и вказачьих парадах.    

 Впрочем, возрождение казачества на Кубани имело не только гуманитарно-культурный аспект, связанный с парадами. В 1992 году казаки первыми пришли на помощь жителям Абхазии, стремившимся сохранить свою страну независимой, но дружественной России. Первыми пришли в 2014 году и в Крым, граждане которого на референдуме заявили о желании войти в состав России. Они же первыми поехали сражаться на Донбасс и в Новороссию, чтобы противостоять нацистам-бандеровцам.

   -  Будучи патриотически настроенной частью российского общества казаки Кубанского казачьего войска в разные периоды истории всегда сражались за Отчизну, отстаивали духовные ценности своего народа, хранили особый самобытный уклад. Сейчас они, продолжая героические традиции предков, мужественно противостоят неонацистам в зоне проведения спецоперации, - подчеркивал в одном из своих недавних выступлений атаман Кубанского казачьего войска Александр Власов.

   Так что выходит далеко не случайно было принято 23 года тому назад решение о реабилитации казачества. Сейчас эта дата, 26 апреля о многом напоминает всем в нашей жизни. О плохом и хорошем! И жить с этой памятью нам, нашим детям и внукам гораздо легче, чем существовать как Иванам, не помнящим родства…

.

рейтинг новости: 
ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ:

СТАЛИН И СОЧИ

  • 22 апр, 18:47
КОММЕНТИРОВАТЬ

ЛЕОПАРДЫ РОЖДАЮТСЯ В СОЧИ

  • 15 апрель 2024, 14:30
  • 0
Фотовитрина