! Сегодня
 

ЮБИЛЕЙ БАМА: сочинцы активно участвовали в этой всесоюзной стройке

ЮБИЛЕЙ БАМА: сочинцы активно участвовали в этой грандиозной всесоюзной стройке


Байкало-Амурская магистраль – последний великий подвиг многонационального СССР, который можно поставить в один ряд с другими подвигами, такими, например, как ликвидация безграмотности, победа в Великой Отечественной войне и послевоенное восстановление разрушенной страны, поднятие Целины, создание щита ядерной безопасности государства и освоение Космоса.В 2024 году в России торжественно отметят 50-летие с начала строительства Байкало-Амурской магистрали...
Сочинец Виктор Константинович Королев прибыл на БАМ в 1972 году поднимать электромонтажное производство, а на строительство магистрали попал 2 мая 1974 года в строительный отряд XVII съезда ВЛКСМ, и 34 года своей жизни отдал строительству необходимой для страны железной дороги. Тогда зона БАМа была разделена среди республик Советского Союза и соответственно городов, ответственных за тот или иной участок.Виктор Константинович прибыл в представительство Краснодарбамстроя. Краснодарцы получили в Вышкуте задачу по строительству жилья с поставками строительных материалов. Соседи нашего края - ставропольцы строили социальные объекты – больницу, библиотеку.БАМ называли комсомольско-молодёжной стройкой. И это было справедливо. На XVII съезде ВЛКСМ объявили ударной. БАМ называли дорогой жизни. И это было правдой. Там, где пролегала трасса, возникали новые посёлки и даже города, закладывались новые предприятия. Так строил и Виктор Королев. Он поделился своими воспоминаниями о тех годах.«Южане столкнулись и с проблемой в строительстве. Привыкшие к производству строительных блоков без утепления они столкнулись с настоящими сибирскими морозами и доводили наши блоки до ума утепляя их», - отметил Виктор Константинович.
БАМ называли трассой мужества. Строительство проходило в сложных геологических и климатических условиях. Прокладка осуществлялась в суровых условиях тайги, вечной мерзлоты и болот. Виктор Константинович вспоминает, как много грунта отсыпали, что можно было бы опоясать весь земной шар.
Но, несмотря на все трудности, попасть на БАМ было сродни выигрышу в лотерее. Молодые люди были воодушевлены новым проектом партии и стремились попасть всеми возможными способамина стройку. Требовались все специальности. К Виктору Константиновичу с просьбой устроить на работу обращались земляки. «Пришел ко мне мастер спорта по лыжам и попросил принять его на работу. На любую специальность. Принял, а когда построили новую школу, он пошел преподавателем».
Попадая на стройку, в первую очередь бамовцы сталкивались с транспортной проблемой. Дорог пока не было, железная дорога строится, летают только вертолеты. При минус 50 замерзали механизмы и приходилось разжигать костры, чтобы поднять температуру. В быстро возведенных конторах лопались батареи от мороза. По колено в грязи, по пояс в снегу они "пробивали" каждый метр пути. Рубили просеку, укладывали рельсы. Когда спали зимой в палатках, волосы примерзали к подушке. А летом заедала мошка. 50 км. пути строили за 6 месяцев.
Не смотря не на что, молодежь страны стремилась на всесоюзную стройку. Бок о бок с нами работали все национальности Советского Союза. Соседний поселок Улькан – строили азербайджанцы, поселок Звездный – строители из Армении.
«Государство и партия уделяла большое внимание снабжению на БАМе. Все республики поставляли свою продукцию, а с Вьетнама шли бананы и ананасы, Чехия поставляла пиво, Болгария – консервацию, Монголия – полушубки», - поделился воспоминаниями Виктор Королев.

- Не забывали нас, как принято сейчас говорить селебрити, а тогда наши кумиры. В поселок Звездный приезжал наш великий космонавт, первым вышедший в космос Алексей Архипович Леонов. Он проводил творческие встречи со строителями магистрали.«Главное заключается в том, что строительство БАМа вызвало огромный духовный подъём всего советского народа. Где бы ни трудился советский человек, он всё же мысленно ориентировался на героев БАМа. И ведь было на что ориентироваться! БАМ – трудовая и духовная эпопея, которая нашла своё воплощение в стихотворениях, прозе, художественных и документальных фильмах, наконец, в песнях. Песни о БАМе пела вся страна.
Люди, прошедшие закалку этой стройкой, и сегодня представляют трудовую гордость нашего народа, - подчеркнул Виктор Константинович Королев.
Строительство БАМа – это развитие Сибири и Дальнего Востока. К сожалению, оно было приостановлено в 90-е годы. Сейчас идет возрождение БАМа. Модернизация БАМа и Транссибирской магистралей входит в долгосрочную программу развития железных дорог до 2025 года. Станции Улак и Февральск — подъездные к крупным месторождениям угля - Эльгинскому и Огоджинскому. Без БАМа невозможно их развивать.
А главная причина «удвоения» БАМ — его чрезмерная загруженность. Например, через станцию Тында в сутки проходит 2000 вагонов. Второй железнодорожный путь БАМа увеличит и ускорит доставку грузов из центральной России и Сибири на Дальний Востоке и обратно. Плюс это еще и большая транзитная магистраль. Сегодня один Транссиб, построенный еще в царские времена, уже явно не справляется с потоком товаров из Китая в Европу. Транссиб загружен под завязку - на 100%.
БАМ играет еще и геополитическую роль, - он сшивает российские пространства. Ну и без экономических выкладок никуда. Закупорка Суэцкого канала контейнеровозом показала, что Россия — самый короткий путь с Востока на Запад и обратно. У нас и Северный морской путь, и Транссиб с БАМом. Но для того, что бы этими маршрутами больше пользовались, их надо развивать.
- Я хочу, чтобы прочитав эту статью молодежь узнала про то, какой ценой БАМ дался нам, тысячам романтиков, поверивших в эту великую и тяжелую стройку. Если вы приедете на БАМ, вы увидите эту природу, эту тайгу непроходимую и эту всю красоту, созданную нами, советскими юношами и девушками. Главное - это оставить след в жизни. Свой след мы, бамовцы, оставили. Это дорога, которая нужна нашей стране», - сказал Виктор Константинович Королев.


Татьяна СТРАХОВА

рейтинг новости: 
ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ:

ВЫВОДЫ "СОЧИ 2018"

  • 09 апр, 09:41

СТАЛИН И СОЧИ

  • 22 апр, 18:47
КОММЕНТИРОВАТЬ

ЛЕОПАРДЫ РОЖДАЮТСЯ В СОЧИ

  • 15 апрель 2024, 14:30
  • 0

ТЫ МЕНЯ ЖДЕШЬ

  • 04 март 2024, 22:47
  • 0
Фотовитрина