Гибель линкора «Новороссийск»: 29 октября 1955 года в Севастополе затонул флагманский корабль Краснознаменного Черноморского флота
29 ОКТЯБРЯ 1955 ГОДА В СЕВАСТОПОЛЕ БЫЛ ВЗОРВАН И ЗАТОНУЛ ФЛАГМАНСКИЙ КОРАБЛЬ КРАСНОЗНАМЕННОГО ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА. ВО ВРЕМЯ КАТАСТРОФЫ ПОГИБЛО 603 ЧЕЛОВЕКА
Военный парад в честь праздника 7 ноября 1955 года оказался в Севастополе необычным. Город еще не оправился от трагедии линкора «Новороссийск», все больницы были переполнены ранеными и покалеченными моряками, на окраине севастопольского кладбища один за другим появлялись холмики братских могил. Но говорить вслух о гибели боевого корабля было запрещено, начальство делало вид, что ничего не произошло, простой люд на всякий случай помалкивал, всем отлично помнились недавние годы массовых репрессий. Мысли о том, чтобы в связи с трагедией отменить праздничный парад в честь 38-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции никому и в голову прийти не могла. И вот в этой ситуации Краснознаменный Черноморский флот решил дать настоящую пощечину всем официальным лицам, и государственным, и советским, и партийным. Когда первые флотские колонны, чеканя шаг, стали подходить к трибуне, все увидели, что морские офицеры и матросы вышли на парад не в белых, как положено по уставу, а в черных перчатках. Они надели их в знак траура по своим погибшим товарищам, о которых все стремились поскорее позабыть. Черные перчатки были в этой ситуации словно вызовом власти. Но эту горькую пилюлю всем начальникам, от мала и до велика пришлось молча проглотить. Никаких расследований не последовало, с моряками-черноморцами в этой ситуации связываться просто побоялись. Об этом параде моряков в черных перчатках потом еще долго говорили в городе, связывая его с трагедией линкора «Новороссийск».
ПОДВОДНЫЙ ВЗРЫВ
Линкор «Новороссийск» вошел в состав Черноморского флота в 1946 году. Незадолго до этого на международной конференции в Потсдаме страны антигитлеровской коалиции (СССР, США и Великобритания) делили военные трофеи. Особенно трудно было договориться о равномерном распределении боевых кораблей Германии и Италии. Решено было прибегнуть к жребию, написав названия кораблей на специальных билетиках – один линкор приравнивался к двум крейсерам или четырем эсминцам. Советский лидер Иосиф Сталин недрогнувшей рукой вытащил билетики с названиями самых крупных кораблей. Среди прочих боевых судов Советскому Союзу достался итальянский крейсер «Юлий Цезарь», которому предстояло вскоре стать «Новороссийском».
Этот линкор был построен в 1914 году в Генуе. В 1937 году итальянские моряки провели модернизацию этого судна, его водоизмещение стало составлять 24.000 тонн, он мог развивать достаточно высокую скорость в 22 узла. Судно было отлично вооружено – два трехствольных и три башенных орудия, три торпедных аппарата, зенитные установки и крупнокалиберные пулеметы.
Недолгое время этим кораблем командовал потомок знатного княжеского рода Валерио Боргезе. Однако он прославился не в качестве капитана. Перед началом второй мировой войны его откомандировали в Неаполь, где поручили создать первую в мире флотилию морских диверсантов-подводников. Для этой флотилии были созданы сверхмалые подводные лодки, специальные управляемые торпеды, пилотируемые взрывающиеся катера. В годы второй мировой войны итальянские подводники-диверсанты потопили несколько английских и советских боевых судов, принимали участие в осаде Севастополя, базируясь неподалеку в местечке Форос. Боевые заслуги Валерио Боргезе были отмечены несколькими итальянскими и германскими наградами.
Линкор «Юлий Цезарь» участвовал в сражениях второй мировой войны менее успешно. Во время первых же морских сражений итальянцев против англичан в Средиземном море он был поврежден и отбуксирован на ремонт в албанский порт Влера. Здесь команда встретила окончание войны, здесь же корабль был передан советским морякам. Уже под новым именем «Новороссийск» судно было переведено в Севастополь. Узнав об этом, бывший командир корабля и руководитель флотилии морских диверсантов-подводников Валерио Боргезе поклялся отомстить обидчикам.
Линкор «Новороссийск» вскоре стал флагманом Краснознаменного Черноморского флота. Для современной войны судно было уже непригодно, однако его грозный внешний вид производил на всех глубокое впечатление. Линкор «Новороссийск» участвовал во всех парадах, в это время на его борту обычно находились высокие военачальники и почетные гости. В августе 1955 года линкор «Новороссийск» в последний раз вышел в море, участвовал в боевых учениях. К вечеру 28 октября судно вернулось в Севастополь, ошвартовалось в Северной бухте у 3-й банки, примерно в 110 метрах от берега. Глубина в этом месте достигала 18 –19 метров. Командир судна отправился в отпуск, многие матросы и офицеры получили увольнительные и сошли на берег. На смену им на борт поднялось 400 солдат береговой охраны, переведенных в Севастополь с расформированной в Финляндии военной базы Поркалло-Удд. Этим солдатам предстояло за пару месяцев научиться всем морским премудростям и сменить уходящих в запас моряков «Новороссийска». Всего в тот вечер на борту судна находилось 1.500 человек, это было установлено на вечерней поверке. Затем была дана команда «Отбой!», все, кроме вахтенных матросов, разошлись по кубрикам.
В 1 час 30 минут ночи 29 октября в носовой части корабля произошел мощный взрыв..
УМИРАЯ, ОНИ ПЕЛИ «ВАРЯГ»!
О той страшной ночи в нашей печати много лет говорить было запрещено, со всех свидетелей события были взяты подписки о неразглашении военной тайны. Лишь в последние году ветераны стали потихоньку делиться своими воспоминаниями. Капитан дальнего плавания Марат Рудиковский, с которым мы познакомились в Севастополе в 1985 году, в свое время проходил на линкоре «Новороссийск» штурманскую практику, трагедия застала его на вахте, которую он нес в капитанской рубке. Житель города Белореченска Анатолий Гапкалов был на линкоре «Новороссийск» машинистом, в момент взрыва он находился на одной из нижних палуб, в матросском кубрике. Сочинец Александр Тюрин и ейчанин Анатолий Самко в середине 50-х годов служили в Севастополе на вспомогательных судах, обе принимали участие в операции по спасению экипажа подорванного судна. Рассказы этих людей мне довелось услышать в разные годы, и общую картину происходящего каждый дополнял своими деталями.
- Взрыв на линкоре «Новороссийск» мы увидели с другой стороны Северной бухты. Вначале раздался страшный грохот, в носовой части корабля мелькнула огненная вспышка, которая озарила всю округу. Хорошо еще, что не взорвались снаряды, находившиеся в пороховом погребе, могло бы снести половину города. Сразу же послышались крики раненых, позже выяснилось, что во время взрыва сразу погибло около 100 человек, и многие были покалечены, - рассказывал Александр Тюрин, находившийся на одном из буксиров в Севастополе.
- Линкор резко тряхнуло, сразу погас свет и смолкло корабельное радио. Мы выскочили на воздух, и увидели страшную картину. В результате взрыва от самого киля и до верхней палубы образовалась пробоина размером три на четыре метра. Взрывной волной из носового кубрика вынесло несколько человек, они, полуобнаженные, корчились на верхней палубе. Кто-то уже кричал за бортом, - вспоминал машинист «Новороссийска» Анатолий Гапкалов.
- Жуткая была картина! Повсюду на палубе лежали трупы и оторванные части тел. Оставшиеся в живых люди, покалеченные, забрызганные кровью, ползли к корме. К линкору «Новороссийск» стали подходить спасательные катера, грузить раненых, но мест для всех не хватало. Судно стало погружаться носом в воду, - это уже из рассказа Марата Рудиковского.
- Когда прозвучал сигнал тревоги, мы подумали, что это очередная «учебная беготня». Не спеша стали собираться, а тут дежурный влетает: «Вашу мать! Там люди на «Новороссийске» гибнут!» Тут мы сразу проснулись, через двадцать минут наш катер уже подошел к борту линкора. Носом он уже прилично «клюнул». Стали затягивать на борт выброшенных в воду патросов, все были со страшными ранами. Собрали человек сорок и, когда места уже не осталось, стали отходить, - рассказывал Анатолий Самко.
Все свидетели трагедии уверяли, что во время взрыва погибло не более 100 человек. Почему же затем, когда выяснилась общая картина происшедшего, оказалось, что число погибших увеличилось в несколько раз? Ответа на этот вопрос вначале не могли найти. Затем нашли и ужаснулись. Потом правду долго пытались скрыть, уж больно неприглядной она была. К несчастью, вот уж действительно к несчастью, командира корабля на борту линкора не было, его заменял старпом. Но сделать что-либо ему так и не дали.
В 1 час 55 минут ночи на линкор «Новороссийск» прибыл командующий Черноморским флотом Владимир Пархоменко с группой адмиралов, представителей штаба флота и военной прокуратуры. (Долго ходили легенды, что он был сыном легендарного героя гражданской войны, и потому, дескать, добился такого высокого чина. Это не так, Владимир Пархоменко был лишь однофамильцем героя, но высокого назначения добился после прохождения ряда штабных должностей.) Разумеется, в этой ситуации адмирал Владимир Пархоменко все командование спасательной операцией взял на себя. Справиться с этой задачей, он, как оказалось, не смог.
2 часа 10 минут. Оставшийся неизвестным капитан III ранга сразу же предложил запустить двигатели и выбросить линкор кормой на берег. Погнули бы винты, судну потребовался бы ремонт, но людей можно было бы спасти. Однако адмирал Владимир Пархоменко сразу же отбросил такое предложение и дал команду «Всем по местам! Задраить люки!» Команда была выполнена беспрекословно, моряки и так находились на боевых постах, все сразу же стали бороться за спасение корабля. Однако пробоина была слишком большой, вода прибывала, одна за другой стали лопаться водонепроницаемые переборки линкора. Вода мгновенно заливала очередной отсек, каждая рухнувшая переборка приводила к гибели десятков людей.
2 часа 30 минут. Линкор стал крениться на левый борт, и вскоре крен достиг 45 градусов. Адмирал Владимир Пархоменко, уже пожалевший, что отказался выбросить корабль кормой на берег, дал новую команду: «Всем на палубу! Выстроиться у правого борта и выровнять крен!» Более 500 матросов выскочили наверх, бросились к правому борту. К ним присоединились солдаты, всего несколько часов назад поднявшиеся на палубу корабля, которые вообще смутно понимали, что происходит. Люди в отчаянии схватились за леера. Но было уже поздно, линкор все кренился и кренился.
3 часа 30 минут. Адмирал Владимир Пархоменко решил все-таки увести корабль на мелководье с помощью буксиров. Но это решение было уже запоздалым. С буксиров на линкор полетели канаты, и, огромный корабль, переворачиваясь, потащил все мелкие суденышки за собой. Отдадим в этот момент должное простым морякам и офицерам «Новороссийска» – ни один из них не покинул своего поста без команды. И тут уже, наверное, хватит было упорствовать отцам-командирам. Дали бы команду – «Все за борт!», спасли бы еще несколько жизней. Но не последовало такой команды.
4 часа 15 минут. Линкор «Новороссийск» лег на левый борт под углом 90 градусов и тут же перевернулся. Многих моряков при этом поубивало сорвавшимися башнями, падающими надпалубными постройками. В последний раз сигнальщик Николай Прутко передал семафором на другие корабли эскадры слова прощания. В перевернувшемся корабле осталось около 30 моряков. Все, кто находился возле корпуса линкора, слышали беспорядочные стуки, это давали о себе знать попавшие в ловушку люди. Затем, поняв безвыходность ситуации, в отчаянии они стали петь. Это было страшно, перевернувшийся корабль погружался в воду, а из его стальных глубин доносились хриплые голоса - «Врагу не сдается наш гордый «Варяг», пощады никто не желает…»
Водолазам в этой ситуации удалось спасти 7 моряков, вытащили их, почти задохнувшихся, из-под воды. Газовой сваркой вскрыли днище, вызволили еще 2 человек. Прочие попытки спасти людей успеха не имели, линкор «Новороссийск» затонул.
Через сутки стали всплывать тела погибших. Гробов не хватало, их увозили на севастопольское кладбище прямо в брезенте. Многих не было найдено, они ушли на дно вместе с судном. Всего погибло 609 человек. Еще несколько десятков человек в ту ночь были покалечены или сошли с ума…
ПРИЧИНЫ ТРАГЕДИИ
Через несколько дней в Севастополь прибыло сразу три чрезвычайных комиссии, которым было поручено разобраться с причинами трагедии. Одна – от Министерства обороны, другая – от Министерства судостроения, третья – от командования Военно-Морского Флота СССР. Все больше склонялись к мнению о том, что на рейд Севастополя каким-то образом занесло оставшуюся со времен войны корабельную мину, ее и прибило к борту линкора «Новороссийск». В секретном постановлении Правительства СССР от 8 декабря 1955 года было записано: «В ночь с 28 на 29 октября в Севастопольской бухте произошла тяжелая катастрофа с линкором «Новороссийск». Вместе с кораблем погибло 603 человека. Действительные причины взрыва, повлекшего затопление корабля и гибель людей, не установлены… Председатель Совета Министров СССР Николай Булганин».
Виновные были наказаны. При этом, как и всегда в нашей стране, в дело вмешалась политика, в нем присутствовало немало кадровых интриг. Командующий Черноморским флотом адмирал Владимир Пархоменко был виновен по всем статьям, однако в Москве у него нашлись серьезные покровители. Под суд адмирала не отдали, понизили на одну звезду и перевели на высокую должность в штаб Тихоокеанского флота. Зато вся вина была свалена на человека, лично к трагедии не причастного, но неугодного в тот момент кремлевской верхушке. Это был командующий Военно-Морским Флотом, адмирал флота СССР Николай Кузнецов. Легендарный человек, который 22 июня 1941 года, несмотря на запреты Иосифа Сталина, дал всем флотам команду – в случае нападения сбивать фашистские самолеты. Тогда это помогло спасти не только боевые корабли, но и целые города – Одессу, Севастополь, Измаил, Ригу, Таллинн, Кронштадт. Но сейчас Николай Кузнецов был уже неугоден, его понизили в звании до контр-адмирала и отправили в отставку. После суда получили по несколько лет тюрьмы офицеры, отвечавшие за охрану Севастопольской бухты со стороны моря. При этом до истинной причины катастрофы следователи так и не докопались.
Однако через девять лет в советское посольство в Париже пришел человек в гражданском костюме и попросил аудиенции у военно-морского атташе. Незнакомец рассказал, что на несколько дней назад в Неаполе скончался итальянский морской офицер Валерио Боргезе, а это значит, что можно рассказать всем о его тайнах. Сам этот человек, по его словам, был одним из аквалангистов, принимавших участие в диверсии по подрыву линкора «Новороссийск». На малой подводной лодке их бригада из 12 человек подошла к морской границе. Вышли в море шесть аквалангистов с магнитной миной. Мину буксировали под водой по направлению к Севастополю, эти места всем были известны еще с войны. Как назло, в ту ночь не были закрыты боны – сетки, прикрывавшие вход в бухту. (Это установили и государственные комиссии, занимавшиеся расследованием катастрофы). Аквалангисты проплыли под водой 20 километров. Они собирались поставить мину возле артпогребов линкора «Новороссийск», но не смогли. Взрывное устройство сработало в носовой части корабля. Валерио Боргезе исполнил свою страшную клятву.
Военно-морской атташе доложил об этой информации командующему Военно-Морским Флотом СССР Сергею Горшкову. Тот решил «наверх» вообще ничего не сообщать. Погибших не вернуть, а о трагедии линкора «Новороссийск» в стране говорить было не принято, все было окутано завесой секретност
* * *
Осенью 1955 года, сразу после ноябрьских праздников, в самых разных городах страны сотни семей получили коротенькие извещения «Ваш сын геройски погиб при исполнении служебного долга». Так отозвалась в народе трагедия линкора «Новороссийск». Из-за дурацких наших запретов страна так и не узнала многих имен своих славных сыновей, которые, выполнили свой долг до конца, и погибали со словами гордой песни о «Варяге». И только к памятнику «Неизвестному матросу» в Севастополе 29 октября люди всегда приносили букеты цветов. Так продолжается и до сих пор…
Ирина СИЗОВА,
лауреат конкурса «Золотое перо Кубани»
Фоторепродукции из коллекции "Аибга"
Автор: Гайнан Бочкарёв в Сочи on , внесены правки .
04-02-2025 20:33:58 32
В категориях: Истории
Похожие Новости:
Памяти Героя: в Сочи состоялся молодежный траурный митинг, посвященный памяти старшего матроса Черноморского Флота Кирилла Корфа
Путешествие в морях: частный Музей парусного флота главное дело сочинца Николая Топчияна
День отца в Красной Поляне
Искусственный интеллект туризма
День уголовного розыска
В турнире юных футболистов участвует и сочинская команда "Аtletic Junior"
15-02-2025 00:41:25
О нововведениях в миграционных вопросах рассказывает старший инспектор иммиграционного контроля отдела по вопросам миграции УВД по городу Сочи
14-02-2025 19:15:36
Cочинцы и гости города должны понимать ответственность за нарушения природоохранного законодательства
14-02-2025 13:28:34
По сравнению с январем 2024 года интерес к долгосрочной аренде жилья в Сочи стал активнее
14-02-2025 09:31:36
К летнему сезону в парке полностью реконструируют Детский уголок
14-02-2025 08:28:55
Научное-просветительское мероприятие, приуроченное к 100-летию Кавказского заповедника пройдет в Университете Сириус
(2600 визитов с 21-10-2024 13:11:28)
Всем, кто читал газеты «Черноморская здравница» и «Сочи» имя этого автора хорошо знакомо
(1744 визитов с 14-11-2024 12:20:09)
Соревнования проводятся в рамках XLIII открытой Всероссийской массовой лыжной гонки «Лыжня России».
(271 визитов с 05-02-2025 16:37:53)
Вовлечь в спорт море людей для тренера по теннису стало главным делом жизни
(434 визитов с 24-01-2025 17:33:21)
Знаковое для города мероприятие проводится под эгидой Союза Женщин России при поддержке администрации города и Городского Собрания Сочи
(266 визитов с 31-01-2025 10:35:28)