Наставничество – ключ к успеху: почему для вузов Сочи пора делать на него ставку
Недавний всероссийский опрос опубликованный ТАСС об актуальности наставничества среди преподавателей вузов вскрыл парадокс: большинство преподавателей в регионах России готовы делиться опытом, но организованных сообществ и традиции наставничества по-прежнему слишком мало. Почему эта тема столь важна именно для студенческого и педагогического сообщества города-курорта Сочи — разбирался заместитель Председателя Общественного совета УВД по городу Сочи , участник исследовательской коммуникационной платформы фонда Всероссийского центра изучения общественного мнения « Неравнодушный человек »Виктор Комиссаренко .
Реалии и парадоксы наставничества: что показал опрос
Согласно исследованию платформы «Неравнодушный человек» и Центра знаний «Машук», целых 55% преподавателей вузов страны не входят в сообщества наставников, а 73% даже не осведомлены, существует ли в их образовательной организации специализированный центр по наставничеству. И только четверть опрошенных вуза располагает собственными программами такого рода.
В структуре Сочинских вузов ситуация похожая. В городе, где почти каждый третий студент приехал из другого региона, связь «старшего» и «младшего» может стать не только профессиональным, но и жизненным ориентиром — однако организованных наставнических платформ и здесь пока немного.
Почему это важно для Сочи?
Сочи — город динамики, гостеприимства и практики. Именно здесь образовательные траектории студентов все чаще требуют выхода за пределы лекционных аудиторий: знание туристических сервисов, экологических технологий, гостеприимства, урбанистики и спортивного менеджмента предполагают не только теорию, но и постоянную практику, живой опыт, интеграцию в профессиональное сообщество.
А это возможно только там, где у студента реальный наставник — преподаватель, старший коллега или работодатель. Именно через такие связи становится возможным передавать неформальные знания, навыки soft skills и те профессиональные тонкости, которые не найти в учебниках.
Наставничество не «галочка», а объединяющая сила
Наставничество — это не формальность. За фасадом «студент-преподаватель» или «студент-студент» скрывается целая палитра возможностей: помощь первокурсникам, поддержка в начале профессионального пути, наставничество в научных проектах. Для студентов гостеприимного Сочи, которых ждет насыщенная и непростая профессиональная среда, эти компетенции критически важны.
Как показывают данные опроса, половина преподавателей считают эффективность сегодняшних наставнических практик средней. Это сигнал: чтобы участвовать в реальном развитии молодых специалистов, нужна системная поддержка от вузов, а также признание роли наставника в образовательном процессе.
Что мешает развитию наставничества в городе-курорте?
Одна из причин — низкая информированность. Федеральные программы, такие как конкурсы от платформы «Россия — страна возможностей», известны лишь половине преподавателей, а о деятельности Российского общества «Знание» и иных профильных центров Сочи слышали еще меньше.
Между тем, многие преподаватели готовы брать на себя роль наставника — при соответствующей поддержке администрации и снижении нагрузки.
Каков путь развития?
Сегодня Сочи превращается в крупный образовательный центр в сфере курортного и сервисного бизнеса, инноваций в туризме, экологии, спорта. Здесь важно не просто научить, но вовлечь, раскрыть потенциал. Наставничество в этом — не роскошь и не бюрократия, а реальный инструмент отработки профессиональных навыков и формирование новых лидеров города.
Вывод: время наставников — сейчас!
Организация вузовских и городских наставнических сообществ, регулярные встречи с работодателями и выпускниками, создание программ «студент-студент» и реальное материальное стимулирование для педагогов — все это уже сейчас способно сделать Сочи по-настоящему передовым «городом возможности» для молодежи.
В городе, где будущее зависит от личного примера и вовлеченности, задача каждого вуза — раскрывать студентов не только через учебную программу, но и через настоящие, человеческие отношения с опытными наставниками.
А значит, сейчас – самый подходящий момент поверить в силу наставничества.
И сделать его новой традицией сочинского образования.
Виктор КОМИССАРЕНКО,
заместитель председателя Общественного совета при УВД по городу Сочи,
специально для «Сочи -Новости »
Материал подготовлен с использованием данных платформы «Неравнодушный человек», Центра знаний «Машук» и комментариев экспертов сочинских вузов.
ПодробнееАвтор: Виктор Комиссаренко в Сочи на дату , внесены правки .
22-05-2025 17:30:12 93
Пляжи города-курорта на пике летнего сезона
19-07-2025 23:21:22
Глава города Сочи Андрей Прошунин провел пресс-конференцию для журналистов
19-07-2025 22:38:47
На отдыхе привычные линии поведения самых разных людей делают удивительные зигзаги
19-07-2025 15:01:19
Редактор и ведущая программ Сочинской государственной телерадиокомпании Инга Габешия удостоена Благодарности главы города
19-07-2025 10:06:50
В дежурную часть линейного отдела полиции в аэропорту Сочи поступило заявление от жительницы Краснодарского края
19-07-2025 09:54:33
Парковая улица, 17 офис 20 Сочи, Краснодарский край 354000 Российская Федерация
Первый образовательный центр дистанционного обучения в Сочи. Все ВУЗы и колледжи России. Колледж. Бакалавриат. Магистратура. Переподготовка.
(3914 визитов с 23-09-2024 18:14:00)
По итогам II квартала 2025 года Общественный совет при УВД по городу Сочи – в числе лидеров рейтинга Общественных советов при МВД России
(214 визитов с 11-07-2025 19:23:10)
В Городском Собрании Сочи красиво и торжественно прошла церемония награждения победителей авторского конкурса «Учитель многогранен»
(367 визитов с 04-07-2025 17:37:23)
В век цифровых технологий преступления перекочевали в виртуальное пространство
(474 визитов с 01-07-2025 18:47:46)
Это событие стало символом самой тесной, неразрывной связи между Церковью, обществом и защитниками Родины
(409 визитов с 28-06-2025 22:32:08)