Сочи – это бренд: превратим любимый город-курорт в единую «торговую марку»
Я стоял у лавки с сочинскими сувенирами. Олимпийские Мишки разных размеров выглядывали из пластмассовой упаковки, рядом с мишками весели Зайки с Леопардами, плюшевый Кот Базилио без упаковки и с ценником в 400 рэ...
Мальчик тормошил маму:
- Мамуль, а Кот тоже олимпийский?
- Нет, Ромушка - кот сказочный!
Маленький вундеркинд не унимался
- А вот этот дядя на майке - наш дядя Володя Президент?
- Тише, сынок! Нельзя так говорить! Это Владимир Владимирович Путин, Президент Российской Федерации.
- Я знаю - это он в Сочи!
- В Сочи, в Сочи. На курорте все отдыхают...
Сочи и три ночи
Конечно, Сочи - это курорт. А в до олимпийские времена наш город как только не называли: всесоюзная здравница, летняя столица, третья столица, курортная столица, город здоровья и отдыха. Главным «продаваемым» фактором были санатории с отличной лечебной базой и, вне всякого сомнения, Мацестинские источники...
В середине прошлого века все эти прелести любимого города превратили в емкий бренд: еще в советской печати вышла книга «Сочи-курорт», где авторы известные в городе специалисты туризма и курортного дела Борис Ермаков и Владимир Леонов, пожалуй, сделали попытку серьезно, но доступно для обывателя рассказать об уникальности курорта Сочи с точки зрения его лечебно-курортного потенциала, рекреационных возможностей и туристической привлекательности. Еще одной «первой работой» на ниве «брендирования» любимого города стал каталог-репортаж «Это-Сочи!», выпущенный издательским домом «Комсомолькая правда» в девяностых годах прошлого века.
Другими словами, формирование бренда «Сочи», носит хоть и не очень системный, но процесс с историей.
К моменту первых попыток создать общий и солидный бренд курорта Сочи, и, если хотите нашу «торговую марку» к городу уже прилипли обывательские фразачки о прелестях курортной жизни. Вспомните, знаменитые: «В Сочи на три ночи», «Дышите глубже, пролетаем Сочи», «Знал бы прикуп жил бы в Сочи». Кстати, последний «бренд» внедрили картежники, которые «катали» отдыхающих у гостиницы «Приморская» в бархатный сезон.
Какую-ни какую народную рекламу городу делали не только картежники, но путаны и фарцовщики, которые "бомбили" финских простаков у интуристовских гостиниц. Естественно, словосочетания приклеенные к Сочи: «всесоюзная здравница», «город курортных романов», "огненная Мацеста", «дворцы здоровья» и песни о романтичном сочинском отдыхе бесплатно создавали в массовом сознании наших сограждан привлекательный образ Сочи - Сочи-курорта, Сочи-здравницы, Сочи- мекки летнего беззаботного отдыха у моря.
Миллионы советских людей считали чуть ли не своим долгом побывать в Сочи и на рубеже восьмидесятых годов прошлого века в стране почти не оставалось людей, кто бы не знал о Сочи, соприкасаясь с ним очно или заочно...
Конечно, тогда никто не думал о брэндировании целого города в массовом сознании сограждан. Широкий и глубокий бренд «Сочи» был создан сам собой основательно и бесплатно. Фразочки: «В Сочи на три ночи, дышите глубже пролетаем Сочи» - разлетались по стране...
И главное все-таки сформировался бренд: «Сочи -курорт!» Народный и доступный. Этим было все сказано.
Курорт курортов
В укрепление бренда «Сочи» внесли свой весомый вклад и высокопоставленные отдыхающие: Сталин, Хрущев, Брежнев и даже Юмжагийн Цэдэнбал. Постарались советские космонавты и артисты эстрады во главе с Аллой Пугачевой. Конечно, Сочи всегда рвался на международный уровень и зимняя Олимпиада-2014, наконец-то, вынесла наш дорогой Сочи на всемирный курортный Олимп со звездными отелями и событиями мирового масштаба...
Однако, создав в Красной Поляне новый горнолыжный курорт, воздвигнув на пустом месте курорт «Сочи Имеретинский», "Сочи-Парк" отпустив все санатории на вольные хлеба стал теряться сам бренд альма-матер всех новеньких курортов непосредственно самого города-курорта Сочи. Лично я совсем не удивляюсь вопросам нового поколения курортников на тему: где в Красной Поляне находиться аэропорт и сколько суток от курорта Лазаревское ехать на поезде в Олимпийский парк…города Сочи.
Про Сириус промолчу.
Большой курорт Сочи как бы распался на маленькие бренды, каждый из которых в сознании людей, словно откреплен друг от друга.
Недавно подслушал разговор двух посетителей турфирмы города Якутска:
- Ты где отдыхал прошлый раз?
- В Хосте!
- А там аэропорт есть?
- Нет. Аэропорт в Адлере.
- А до Сочи от Хосты далеко?
- Не знаю. Говорят, надо ехать на электричке...
Ну вот видите: в сознании наших гостей Сочи поделился как бы на отдельные части. В лучшем случае дорогие гости все наши Хосты-Вардане объединяют словосочетанием Большой Сочи, однако, многим даже не вдамёк, что Красная Поляна и Олимпийский парк, Дагомыс и Волконка, Большой Ахун и Мацеста - это тоже Сочи. Горки-город, Роза-Хутор - это тоже в Сочи, где и приютилась в горах Красная Поляна, часть которой просто занимают новые курорты...
А недавно мне в руки попал шелковый креативный флажок. На нем изображены пиктограммы сочинского отдыха: горы, волны, капельки воды (видимо Мацеста), змея над чашей (наверное, санатории) и кружок над волнистой линией (скорее всего солнце над морем). Над всем этим набором иероглифов надпись: «Пять причин отдыхать в Сочи!». Наверное, можно пялиться в Интернет, расшифровывая эти значки, но неужели на рекламном флажке о нашем городе-курорте нельзя написать просто буквами эти пять причин: Сочи — это горнолыжный отдых в Красной Поляне, пляжный отдых на побережье от Адлера до Лазаревского, лечебный отдых в санаториях Сочи с приемом Мацестинских ванн. Впрочем, если разобраться то, причин отдыхать в Сочи совсем не пять, а гораздо больше! Я бы добавил на флажок еще причин сто двадцать, которае объединяет курортная и в хорошем смысле торговая марка - «Сочи»...
Любопытно, что размыв в сознании россиян сам бренд единого курорта Сочи сами-то мы считаем Сочи - единым курортом и когда начальство требует собираем «целую статистику», мобилизуя под флаг города абсолютно все отдельно-санаторные бренды, мини-гостиницы, горные курорты и самые дальние места размещения. Собираем вардане-аше-кудепсты в единую цифирь о миллионах отдыхающих.
Мы едины!
На мой простодушный взгляд «собрать курорт» Сочи воедино, в один бренд, в одну, не побоюсь это фразы, торговую марку очень важная, а может теперь и самая главная цель в достижении экономического успеха нашего пост олимпийского курорта. Не сомневаюсь, что все только выиграют, если, например, перед рекламой ГТЦ «Газпром» втиснутся слова: «Сочи. Красная Поляна. ГТЦ «Газпром», а над логотипами любых дагомысско-адлерско-лазаревских отелей первым появиться логотип Сочи. Не знаю, наверное, никто не мешает и собрать всех наших отельеров-рестораторов и убедительно попросить, чтобы отныне свою разнообразную и качественную рекламную продукцию они начинали со слова «Сочи», а придорожные банеры в других городах России под шапкой Сочи объединяли и Олимпийский парк, и Парк Эй-джей- Хаккет и «Розу Хутор» с Красной Поляной, Хосту, Мацесту, Салохаул, Лазаревское и даже реку Херота...
А еще кто мешает централизованно наштамповать майки с призывами: «Отдыхай в Сочи!», «Встретимся в Сочи!», « Я был в Сочи на Олимпиаде!», «Я еду в Сочи, а вы?» Наконец, знаменитое и романтичные «В Сочи на три ночи», «В городе Сочи, темные ночи» или, емкое и главное: «Сочи-курорт!»
Кстати, Владимир Владимирович, на некоторых популярных футболках изображен на отдыхе в Сочи. Просто никто об этом не знает, кроме маленького и любознательного мальчишки, который кроме Президента сразу узнал на майках «вежливых людей».
Потому, что был создан бренд.
Гайнан БОЧКАРЕВ
Автор: Гайнан Бочкарёв в Сочи на дату , внесены правки .
28-05-2025 17:02:41 141
В категориях: Что происходит Курорт
Похожие Новости:
Любимый город: Сочи отмечает День города
Курортный сезон №2: наши корреспонденты попробовали себя в роли зимних туристов Сочи
Сувенирная фабрика: как продвигать наш город-курорт ненавязчиво и эффективно
Успехи РМГ: бренды «Русской Медиагруппы» стали лауреатами премии «Бренд года»
Антон тут рядом: авиапоток в Сочи может увеличиться на 112 000 пассажиров с тревожностью и аутизмом
Цветение фейхоа - удивительное зрелище
21-06-2025 23:49:32
Необычный "рейд" провела вместе со школьниками директор 9-й сочинской гимназии Татьяна Немчинова
21-06-2025 23:24:27
В свет вышла книга «немного сказка» Натальи Уилм и Ольги Дриндрожик
21-06-2025 14:23:08
Особый интерес у ребят вызвала демонстрация работы служебной собаки по задержанию «преступника»
21-06-2025 12:57:54
Не пора ли организовать в Сочи межведомственный «Автоматторг» и Горячую линию по жалобам на автоматы
21-06-2025 10:47:42
Новые вагоны РЖД стали современными и комфортными
(463 визитов с 19-06-2025 18:36:51)
Парковая улица, 17 офис 20 Сочи, Краснодарский край 354000 Российская Федерация
Первый образовательный центр дистанционного обучения в Сочи. Все ВУЗы и колледжи России. Колледж. Бакалавриат. Магистратура. Переподготовка.
(3269 визитов с 23-09-2024 18:14:00)
Завершая школьное обучение или заканчивая колледж, каждый молодой человек задумывается о своем будущем
(119 визитов с 17-06-2025 15:49:31)
В городе-курорте состоялась гала-премьера нового фильма Тиграна Кеосаяна и Маргариты Симоньян
(207 визитов с 13-06-2025 22:01:50)
Сегодня успех региона определяется не только природой, экономикой или инфраструктурой, но прежде всего — уровнем образованности его жителей
(102 визитов с 18-06-2025 23:11:02)