Дорогой наш Сочи: очень субъективное послесловие к летнему курортному сезону
За гостеприимными ценами в Сочи надо ехать на край земли. Недалеко от Дагомыса расположен экзотический ресторанчик , который так и называется «На краю земли» и там у подножия гор, в долине своенравной реки Шахе гостей встречает небольшое уютное заведение с прекрасной кухней и добрыми ценами. Когда-то его хозяин строил эут точку общепита своими руками в надежде на «вторую дорогу», которая должна была дублировать главную автомобильную трассу, идущую вдоль берега Черного моря из равнинной части Краснодарского края. Это был бы второй выезд из Сочи! Достроить оставалось всего тридцать километров, но началась перестройка. Прокладку дублирующей горной трассы заморозили «на века» и ресторанчик оказался в тупике – на краю земли. А ведь мог быть в центре событий!
Об этом забытом и заброшенном проекте «второго вьезда-выезда из Сочи» я вспомнил, когда смотрел по телевизору на многотонные фуры с олимпийскими грузами, которые протискивались в Сочи по старой дороге через Шаумяновский перевал. Главную трассу «закрыл» оползень…
Новое почти всегда хорошо забытое старое. Теперь на уровне Президента, дано поручение создать дорогу к морю комфортной и бес пробочной, с объездными и тоннелями прямо в Адлер и на Красную Поляну.
Проект очень амбициозный, но после того, все зримее обретает реальность автотрасса на Восток России, а в Санкт-Петербург из Москвы теперь и вовсе «летают на машинах», понятно, что и черноморский автобан на Черноморское побережье Кавказа в обозримом будущем будет построен. А в перспективе есть и третий проект – соорудить свайную дорогу от Туапсе в… море. Эдакий «крымский мост» вдали от берега…
Билет на курорт
А пока к реальности. Любой отпуск начинается с билета на курорт. Человек выбирает вид транспорта, которым доберется к морю, и, конечно, самым выгодным с точки зрения скорости доставки был и будет самолет. И для того, чтобы обеспечить массовый прилет гостей, например, в Сочи, казалось бы, теперь созданы все условия – новый современный аэровокзальный комплекс, взлетные полосы, которые позволяют принимать любые типы самолетов. Впрочем, массовым перевозчиком летнего сезона авиационный транспорт назвать всё ещё нельзя – цены на билеты летом, которые устанавливают авиакомпании достигают, порой, заоблачных высот. Добрые цены надо ловить часами, «выстаивая очередь» у монитора компьютеры
Например, перелет в Сочи из Новосибирска в прошлом году стоил в среднем 15 тысяч в одну сторону. А если отдыхать едет семья из двух человек, а если еще двое детей? Посчитали?
Нет, уж лучше в…
Думаю, понятно, о чем я молчу. Да, да чартерных авиарейс «туда-обратно».
Турецкие курорты регулярно практикуют такой вид доставки наших массовых туристов. До заморской Антальи, с семидневным туром «все включено» чартером до отеля и плохо русско-говорящим гидом, скорее всего, уложится в 700 долларов. Словом, по цене перелета из Новосибирска, Кемерова или Челябинска до родных Черноморских берегов, до курортов Краснодарского края.
- К сожалению, зимой в Сочи мне пришлось добираться окружными путями: сначала лететь в Москву, там пересаживаться на другой самолет, ждать. – вздыхает сибирская гостья Сочи Надежда Славина . - Да, есть один прямой рейс, но не могу понять - почему в зимний сезон в Сочи отсутствуют прямые авиарейсы в достаточном количестве? Вы же сами кричите на всех углах, что Сочи круглогодичный курорт, а турпотоки зимой и летом почти выровнялись. Неужели нельзя сесть за стол переговоров с авиакомпаниями и обсудить эту ему? Я знаю, многие желали бы отдыхать зимой в Сочи, потому, что зимняя погода у Черного моря для нас, сибиряков – это лето…
Шут с ним, с отсутствием авиарейсов зимой. По словам сибирячки и летом купить билет в Сочи при всей его дороговизне очень большая проблема. Лично у меня в этой связи возникает «дурацкий» вопрос – почему на родные курорты российские авиакомпании не организуют чартерные рейсы? Причем, сколько помню, перед летним сезоном об этом говорят на всех уровнях однако, так не о чем и не договорившись, оставляют выработку этого «соломонового» решения до начала следующего лета. Надо сказать правду - курортно-авиатранспортный узел не удается разрубить годами! Вернее, теперь уже веками - с конца 20-го века идут разговоры о согласовании курортных тарифов.
Соглашусь, что отчасти нежелание авиакомпаний летать на российские курорты «массовым порядком» связано с ориентацией многочисленных туристских фирм на внешний дружественный туризм. А теперь еще добавилась и нехватка свободных самолетов, стареющий парк авиатехники, стало быть, все, что осталось в этих парках улетучивается рейсами на заграничные курорты. Так и хочется сказать: « ну, где же ты долгожданный и среднемагистральный авиатруженник «МС-21»
В этом контексте очень симптоматично выглядит реклама в Сочи услуг турецкой авиакомпании «Тurkish airlainеs», которая предлагает свои рейсы в Стамбул по очень удобным ценам. И, наверное, если с авиаперевозками на курорты дело так пойдет и дальше, завтра турецкие авиалинии откроют рейс «Сочи-Краснодар». Почти, уверен, что «турецкие» цены будут разумными. Разрешая вывозить туристов из России еще и зарубежным авиакомпаниям, никому и в голову не придет, чтобы, например, «Кубанские авиалинии» выполняли рейсы «Анталья-Анапа» с нашими туристами на борту…
Понятно, у заграничных коллег нет набивших оскомину проблем с авиапарком, но даже массовый вылет на линии новых российских самолетов ничего не изменит, пока родные авиаперевозчики не поймут, что поднимать цены в облака не самое выгодное дело.
Перед летним сезоном, а теперь и зимним сезоном, наверное, было бы правильным, вместе с администрациями курортных городов Черноморского побережья Краснодарского края, согласовывать сезонную политику цен на авиабилеты. Ожидание авиаперевозчиками «богатого внутреннего туриста» приводит к тому, что черноморские отели и пляжи России, простаивают до середины июля, в то время как наши туристы финансируют развитие курортов за рубежами нашей необъятной страны…
И вот что еще удивительно: в стремлении отдохнуть за границей нашего брата не пугают ни войны, ни цены. Кто-то умело вбил в голову потенциальным российским отпускникам, что отдых за кордоном у чужого моря дешевле, чем у родных берегов. Люди покупаются на это магическое «все включено» и отключают желание пересчитывать деньги. Для тех, кто не понял намека, сообщаю, что пятьсот долларов – это по нынешнему курсу не очень бюджетно, а чашка кофе в Анталье, в ресторанчике за пределами отеля стоит 5 долларов. Бутылка красного сухого турецкого вина «Антик» 30 долларов, то есть 1500 рублей. А сколько стоит кубанское «Каберне Тамани»? Для любителей валютного отдыха объявляю громко - 5 долларов в «кубанских ценах»! Господа, присядьте, посчитайте на очень объективном китайском калькуляторе. Прямо по курсу…
Казалось бы, доставку на курорт, при резком падении спроса на авиаперевозки могла бы взять на себя компания РЖД, которая запускает летом скоростные поезда к курортному побережью Черного моря. На «Ласточку» из Краснодара в Сочи на выходные пробовали купить билет?
Хорошо на зиму из Ростова в добавок, запускают поезд «Лыжная стрела», но не понятно, почему летом нет «стрелы» пляжной?
Железная дорога формирует свои цены на билеты, исходя только из своего интереса, очень условно согласовывая тарифы с администрациями курортных регионов. Для стойких любителей отдыхать у родных берегов остается еще один способ доставить себя на курорт – это своим ходом, на личном автомобиле. Однако, о пресловутых сочинских пробках уже слагают песни, а количество комфортабельных автокемпингов и глэмпингов у моря можно пересчитать по пальцам трех человек.
Да и единственная дорога к морю ползёт от нагрузок …
Зона информационного гостеприимства
Однако, не цены на билеты, ни восточные сладости и «горячие заграничные мужчины»не могут убить у нашего человека тягу отдыхать у родных Черномосрких берегов. И в этом году, перед летним сезоном для курортов Краснодарского края сложилась очень благоприятная внешняя коньюктура, связанная с известными событиями. В кои веки появился реальный шанс «перехватить» туристские потоки наших из-за рубежа и восстановить былую славу и привлекательность Черноморских курортов Кубани. Причем, сделать это можно не столько зазывая гостей на отдых по Центральному телевидению, сколько просто путем создания людям комфортных возможностей приезда и достойных условий размещения с ценами, которые гостей приятно удивят…
Конечно, ценовая политика отелей, сертификация мест размещения – это очень важные моменты, но не только они «самые главные»:
К сожалению, в последние годы в Сочи наблюдается резкое сокращение рекреационного пространства. Что я имею в виду? Прежде всего, то, что хозяева многих объектов огораживают территории заборами. В результате гости курорта, да и сами жители города лишаются возможности бесбарьерного перемещения внутри самого города-курорта. На многие пляжи нет свободного доступа, дороги на пешеходные тропы в горах, к экскурсионным объектам преграждают шлагбаумы, которые обеспечивают доходы хозяевам этих шлагбаумов и создают Сочи не очень привлекательный имидж. Порой, все происходит в стиле Остапа Бендера – помните, как великий комбинатор продавал билеты на доступ к скале? …
Администрация курорта вроде бы регулярно проводит мониторинг цен. И здесь прослеживается печальная тенденция - тренд на подорожание. Сами владельцы гостиниц зачастую абсолютно экономически не мотивировано повышают цены, а потом сами страдают от такой трендовой экономики.
Многие бизнесмены, взялись строить дорогие частные отели и экзотические рестораны с элитной кухней, абсолютно не учитывая платежеспособность нынешнего гостя Сочи. Привычка жить одним летним сезоном в условиях обострившейся конкуренции на туристском рынке приводит к формированию ложного имиджа Сочи, как дорогого курорта.
На самом деле, исследования показывают, что это далеко не так! На сегодняшний день цены на проживание на курорте очень конкурентоспособны, и это связано, прежде всего, с появлением великого множества частных мини-гостиниц и гостевых домов. Связано с возникшей конкуренцией! Вдумайтесь в цифру - за последние 15 лет в Сочи создано столько новых мест в отелях, сколько за всю советскую историю города. Думаю, проводимая администрацией классификация мест размещения наведет порядок и в системе ценообразования в гостиницах. А пока отсутствует баланс между дорогими, средними и отелями эконом класса. Иными словами - нет конкурентно способной пропорциональности. Необходимо четкое планирование социально-экономического развития курорта –сколько всего надо отелей, ресторанов, магазинов, кинотеатров и на какую емкость Сочи вести эти расчеты.
Надеюсь, всё это с запасом учтено в новом Генеральном плане.
Может быть, это предложение покажется не очень корректным, но лично мне кажется, что информационный голод гостей Сочи вполне способны утолить не только «карты Яндекса», но информационные волонтеры. Летом ребята могли бы на улицах Сочи подсказывать, где что находиться гостям города-куррорта. Можно было бы создать временные передвижные «волонтерские бюро», как это делают операторы сотовой связи прямо на улицах Сочи, предлагая местные сим-карты. Думаю, не очень дорого будет стоить одеть будущих волонтеров в майки типа «Спроси у меня!» с символикой сочинской Сочи. Представляете, какая это полезная стажировка для студентов и живой элемент гостеприимства.
Шопинги ярмаркинг
Безусловное достижение последних лет в борьбе с сочинской дороговизной – это открытие продуктовых ярмарок, куда по выходным дням привозят продукты производители продовольствия со всей Кубани. И хотя кубанские рынки работают во всех районах города отдыхающему в Сочи об этом ничего неизвестно. Чаще всего гость курорта сталкивается с ценами Центрального рынка, где, понятно, о политике гостеприимных цен рассуждать непринято и неприлично.
Я очень долго и красноречиво рассказывал, что всего в двадцати минутах езды от центра Сочи работает ближайшая кубанская ярмарка и там все в разы дешевле мои знакомые иногородцы вздохнули:
- А как бы мы об этом узнали?
Да никак! Сколько я не рассматривал карты города Сочи, о наличии недорогих продуктовых рынков нет никакой информации. Есть об «Эльдорадо», но «Эльдорадо» есть везде…
По ценам «как в Новосибирске» оказались яблоки и груши, огурцы и помидоры, зелень. Даже «родные» абхазские мандарины не намного дешевле «абхазских сибирских» цитрусовых. И здесь надо сказать, что полностью разрушенное тепличное хозяйство Сочи, помогает нашим турецким соседям осваивать не только авиаперевозки, но и фруктово-овощной рынок города-курорта. Даже не знаю, чтобы мы без них делали…
Вот вам и имидж, и цены!
Правда, кубанские ярмарки теперь оказывают достойную конкуренцию заморским продуктам, медленно и верно освобождают город от продуктового импорта. И представьте, как было обидно казакам лазаревским казакам, когда их попытка организовать рынок кубанских продуктов в Дагомысе закончилась неудачей.
- Мы договорились с поставщиками продуктов, оговорили ассортимент, - рассказывали мне как-то казаки . – Однако, так и не выделили место для такого рынка. Надеюсь, что эта проблема вскоре решиться и тогда, конечно, цены на продукты питания цены станут ниже…
Безусловно, на цены в Сочи в лучшую сторону повлияют новые гипермаркеты. Стало быть, здравая идея «о шопинге во время отпуска», который для многих курортных городов мира является неотъемлемой частью программы отдыха, реализовали и в Сочи. Безусловно, это в лучшую с сторону повлияло на туристскую привлекательность города-курорта. Причем, надо сказать, что одну очень даже эксклюзивную «шопинговую зону» в Сочи создали наши турецкие соседи, организовав в бывшей гостинице «Магнолия» центр по продаже кожаных изделий турецких производителей. Цены? Ну, очень привлекательные! Некоторые мои знакомые теперь предпочитают отдыхать в Сочи только потому, что во время отдыха хотят обновить кожаный гардероб…
Курортная линия «Черномоское побережье»
Туризм и отдых не знают границ. И в принципе объединение «пролетариев туризма» могло бы происходить вдоль Черного моря и даже вокруг него. Вспоминаю, разговор с заместителем генерального директора объединения пансионатов на курорте «Пицунда», который говорил о том, что Черноморское побережье – это цельный курортно-рекреационный комплекс с разноуровниевым сервисом. При грамотном подходе никто не мешает координировать цены всех курортов края, Крыма и Абхазии
Понятно, что нормальный отдых не может быть дешевым, но золотую середину между спросм и предложением в развитии внутреннего туризма надо искать все время, стремится делать отдых наших туристов и доступным, и комфортным. Времена такие!
Уверен, это понимают и «московские сочинцы»: вице-премьер Правительства России Дмитрий Чернышенко, который курирует развитие туризма в стране и возглавлял Оргкомитет зимней Олимпиады «Сочи 2014» и Юрий Барзыкин,, который ныне занимает очень статусную должность в структурах российской туриндустрии.
Сочи должен быть дорог воспоминаниями, а не ценами на отдых.
Гайнан БОЧКАРЕВ
Автор: Гайнан Бочкарёв в Сочи на дату , внесены правки .
29-11-2024 10:53:01 91
В категориях: Что происходит Курорт
Похожие Новости:
Лесная горка и Кочки-грибочки: в Сочи Парке приступили к строительству новых аттракционов
БРЕНД НА МАЙКЕ И НА КЕПКЕ
Трансфер в лето: этот «автомобильный мост» между Россией и Абхазии можно назвать самой курортной дорогой
Наше всё: сочинских производителей теперь можно узнать по стилю киосков
Готовят сани осенью
Специально для летнего катания на лыжах и сноубордах на Курорте Красная Поляна построят сноупарк площадью 20 000 квадратных метров
21-05-2025 10:57:54
Пляжи наводят марафет, а для сотрудников пляжных территорий наступила самая горячая пора
21-05-2025 10:22:03
Два дня 60 студентов разрабатывали IT-решения для повышения качества сервисов по обслуживанию гостей
20-05-2025 16:51:32
Литературные встречи, выставки и памятные акции стартовали в библиотеках во всех внутригородских районах
20-05-2025 12:51:37
Цель этой акции - привлечь внимания общества к вопросам защиты прав несовершеннолетних
20-05-2025 11:19:53
Премьера этого уникального балетного спектакля в Йошкар-Оле состоялась три года тому назад
(275 визитов с 15-05-2025 06:38:00)
Участниками ФОНБЕТ Фестиваля хоккея-2025 стали 196 команд из 67 регионов России
(172 визитов с 17-05-2025 16:58:22)
Научное-просветительское мероприятие, приуроченное к 100-летию Кавказского заповедника пройдет в Университете Сириус
(5086 визитов с 21-10-2024 13:11:28)
Гала-матч ФОНБЕТ Фестиваля хоккея-2025 посетили 10 216 болельщиков
(264 визитов с 11-05-2025 08:46:59)
В Дни 80-летия Великой Победы склоняем головы в благодарности перед теми, кто своими ратными и трудовыми подвигами выковывал судьбу страны
(235 визитов с 10-05-2025 20:20:46)