Мы строим БАМ - БАМ строит нас: история стройки века и конкретного человека

Мы строим БАМ - БАМ строит нас: история стройки века и конкретного человека

Мы строим БАМ - БАМ строит нас: истрия стройки века и конкретного человека

В марте 1974 года генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев объявил БАМ важнейшей стройкой IX пятилетки. «Строительство этой железной дороги, которая прорежет сибирский массив с его неисчерпаемыми природными богатствами, открывает путь к созданию нового крупного промышленного района: вдоль нее вырастут поселки и города, промышленные предприятия и рудники», — так мотивировал генеральный секретарь начало самой высокобюджетной стройки в истории СССР.

Ученые надеялись, что через десятилетия БАМ по экономической отдаче будет сравним с Западно-Сибирским регионом. Во многом эти планы удалось воплотить. Но для начала нужно было в тяжелейших условиях проложить этот путь.

Больше 10 лет, начиная с весны 1974 года, об этой стройке почти ежедневно рассказывали газеты, на телевидении выходила передача «Мы строим БАМ», по радио звучали песни, воспевающие героев, которые «строят путь железный, а короче — БАМ», мальчишки коллекционировали значки и вымпелы, связанные со строительством магистрали «от Байкала до Амура». Такое внимание к трассе, максимально удаленной от столиц, было вполне обоснованным.

Когда речь заходит про строительство Байкало-Амурской магистрали, часто вспоминают лозунг: «Мы строим БАМ — БАМ строит нас». Спустя годы можно сказать, что в основе этой железной дороги лежат не только насыпи, рельсы и шпалы, но и истории людей, которые посвятили свою молодость строительству новой железнодорожной артерии страны. Как жили на этой стройке, во что верили и как работали? Ветеран БАМа, сочинец  Александр Григорьевич Соколов в год 50-летия начала строительства магистрали поделился с "Сочи-новости"  своей историей.

строим бам

- Александр Григорьевич, как началось ваше знакомство с БАМом?

Весной 1975 года я приехал на строительство. До этого я работал в транспортном строительстве 12 лет, а конкретно на строительстве железных дорог на Урале. Попал я в Тынду, на центральный участок БАМа. Через год стал зам.директора «Тындатрансстрой».
Мы строили участок в 430 км.в сторону Москвы. Приехал я еще не в город, а в районный центр поселка Тындинский, где жило до этого всего 4 тысячи жителей. Уже к весне 1975 года, за счет нас, приехавших на строительство, в этом поселке насчитывалось уже 12 тысяч жителей.

- Вы приехали в самом начале строительства. Как вы жили?С какими трудностями сталкивались бамовцы-первопроходцы?

- Жил как все в вагончике. В зоне БАМа температура падает зимой до -60°С, а морозы могут быть до 200 дней в году. Зимой волосы примерзали к стенке вагончика. С вечера вагончик натопят, а к утру по углам этого строения лёд. И я неоднократно примерзал волосами. Спасибо ребятам, теплой водой «размораживали» клок волос. И таких курьёзов было много.

Комары, бездорожье, морозы, вагончики, бытовки. Медведи могли быть в лесу, с ними сталкивались те, кто шел впереди всех — строители, которые отсыпали земполотно. Но, как правило, во время стройки крупный зверь уходит. И возвращается только потом, когда все стихнет. Эта народная комсомольская молодежная стройка настолько гремела по стране и такой интерес вызывала, что народ там жил и работал, несмотря на все эти трудности. Свадьбы постоянно играли — причем заключали и межнациональные браки. Работали рядом грузины, армяне, азербайджанцы, прибалты, кавказцы, украинцы, белорусы и русские. Все уважали друг друга, помогали друг другу.

К такому-то съезду партии ставили задачу, ну например, положить рельсы до станции Хани к XIX съезду ВЛКСМ. С момента объявления задачи и до прихода рельс время было только напоспать. Рельсы еще не положены, а уже ставят трибуну для торжественного открытия очередной ветки и проведения митинга. Задача стояла такая, что рельсы должны быть прямо перед трибуной. И часто бывало так, что ответственные гости стоят, а мы рельсы докладываем. После такой гонки чувствовалась настоящая победа, твоя победа.

Были и трагедии. Мне запомнилась гибель студентов стройотряда в 1985 году. В те годы «Тындатрансстрой» принимал по 1200 человек студентов, то есть до 50 студотрядов. В мои обязанности входило курировать студенческие отряды. Бортовой грузовик для перевозки людей перевернулся на необорудованной, серпантинной дороге. Погибли 8 ребят и 27 получили травмы. Машина была поломана и преподаватели – командиры студотрядов вместе с ребятами сели в неё без водителя, и конечно без какого-либо разрешения и как следствие, страшная трагедия.

- А как люди на БАМе отдыхали?

Я родился на Урале и для меня родными видами отдыха были рыбалка и охота. Поэтому с собой взял ружье и удочки. Утка, гусь, рябчик, глухарь в сезон охоты, а также рыбалка на тайменя, сика, хариуса. Рыбы, которые тают во рту. Пришлось даже создавать на пустом небольшую охотничью базу для своего предприятия треста «Тындатранстрой». Я работал тогда в должности начальника строительного поезда №594 на станции Усть-Нюгра. Получил задание и тут началась еще одна эпопея в тайге. За 200 км.от трасы, на берегу озера Кунды, это уже в Якутии, пробившись на вездеходах построили два небольших домика, баньку, ёмкость под бензин, привезли лодку с мотором и передвижную электростаницию. Всем полюбилась эта база на 8 человек и работники частенько сюда приезжали и прилетали на вертолете на отдых.

- Кого из известных в ту пору людей удалось встретить на БАМе?

- В нашем поселке перебывало все политбюро ЦК КПСС, но особенно хочу ответить Гейдара Алиева. Во время начала строительства БАМа он руководил Азербайджанской ССР, будучи главой одной из республик в составе СССР, Гейдар Алиев принимал непосредственное участие в работах по этому важному проекту всесоюзного значения. Он возглавлял комиссию по контролю застроительством Байкало-Амурской магистрали Политбюро и внес неоценимый вклад в дело ее создания.

Довелось лично встречать Алиева. Он прилетел с западного участка строительства БАМа на трёх вертолетах. Рельсы тогда были от Тынды на 200 км. Вертолеты сели на расчищенной площадке и посадили на поезд по невыпрямленным рельсам и везли его со скоростью поезда 20-40 км/час. И так довезли до Тынды.

Владимир Долгих – кандидат в члены Политбюро, депутат Верховного совета СССР, промышленник, фронтовик, в прошлом — один из легендарных руководителей Норильского горно-металлургического комбината. Он также приезжал на стройку.

Работа на БАМе приучила нас принимать на себя ответственность, четко выполнять поставленные руководством задачи. Поняли мы и то, что такое настоящая взаимовыручка. Мы до сих пор общаемся с бамовцами, дружим семьями и делимся воспоминаниями уже со своими детьми и внуками.

БАМ прошел красной нитью через жизни более ста тысяч человек. Они принимали и продолжают принимать участие в грандиозных российских стройках — от стадионов в Сочи до крупных аэропортов. Сегодня бамовское содружество объединяет около 50 тысяч человек со всей страны — кто-то до сих пор живет в Сибири, кто-то уехал в другие регионы. Но для всех них БАМ остался в памяти не просто аббревиатурой, а кодовым словом, в котором зашифрованы жизнь, дружба и молодость.

Биография. Соколов Александр Григорьевич 

Родился 3 декабря 1943 года в г. Тавда Свердловской области в семье железнодорожников.На Среднем Урале прошли детские и юношеские годы Саши Соколова. В 1962 году окончил Свердловский строительный техникум транспортного строительства. По распределению был он направлен в СМП-29 треста «Свердловсктрансстрой» Минтрансстроя СССР, где проработал 12 лет (с перерывом на срочную службу в Советской армии) на должностях бригадира пути, дорожного мастера, прораба, старшего прораба, главного инженера.

В этот период Александр Григорьевич работал на строительстве новой железной дороги Тавда - Сотник (7 лет), на сооружении вторых путей и реконструкции станций на Урале и в Красноярском крае. Приобретя необходимый опыт строительства, Александр Григорьевич решил испытать себя на новой - БАМовской стройке, которая стала главной в его жизни, во многом определила его профессиональные приоритеты.

В 1975 - 1989 годах он успешно работал на руководящих должностях и низового, и среднего звена управления на Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (Центральный участок - от Тынды до Хани (480 км) в тресте «Тындатрансстрой».

С именем Александра Григорьевича Соколова связан целый пласт знаменательных событий БАМа: открытие сквозного движения и пуск в постоянную экс-плуатацию, строительство важнейших объектов магистрали, городов и поселков.

В 1989 году А. Г. Соколов организовал строительный кооператив в г. Тынде в составе 140 человек. В 1991 г. на правах субподрядчика управления строительства «Бамстройпуть» этот кооператив (52 семьи, строительная техника и материалы) во главе с А. Г. Соколовым передислоцировался в г. Сочи на строительство пансионата для транспортных строителей и железнодорожников БАМа. И эта задача была выполнена. Через год, в 1992 г. СМП-кооператив преобразован в АОЗТ (ЗАО) СМП «Бамстройпуть», в которой А. Г. Соколов работал генеральным директором вплоть до августа 1999 года. За этот период этот коллектив построил ряд значимых обьектов санаторно-курортного назначения, жилья, создал собственнуюпромбазу, реконструировал два стадиона в городах Сочи и Белгороде. Кроме того, на их счету - несколько объектов «Сити-Чесс» в городе Элиста, Калмыкия.

С 2000 по 2003 гг. А. Г. Соколов работал по заданию Корпорации «Трансстрой» (Е. В. Басин) на строительстве гидротехнических сооружений морских портов Темрюк и Туапсе (Черноморское побережье Кавказа).

За почти полувековой период своей трудовой деятельности Александр Григорьевич Соколов завоевал прочный авторитет в коллективах транспортных строителей. За выдающийся вклад в строительство он был награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «Знак почета», несколькими медалями, в том числе «За строительство Байкало-Амурской магистрали». А. Г. Соколов удостоен также высоких почетных званий: Почетный строитель России, Почетный транспортный строитель.

Татьяна СТРАХОВА

Автор: в Сочи on , внесены правки .

 09-01-2025 16:09:00  58

Новости Сочи Фото 1

Новости Сочи Фото 1

Новости Сочи Фото 1

Новости Сочи Фото 1

Новости Сочи Фото 1

Новости Сочи Фото 2

Новости Сочи Фото 4

Новости Сочи Фото 1


Лента Новостей

Новости Дня

Новости Сейчас Читают

Топ Новостей Сочи