! Сегодня
 

ИСТОРИЯ СОЧИ: как Мамонтовский спуск стал Пролетарским подъёмом

ИСТОРИЯ СОЧИ: как Мамонтовский спуск стал Пролетарским подъёмом

   

О том, что в нашей стране все политические перемены обязательно отражаются на топонимике, известно всему миру. Люди, живущие в городах с вековыми названиями, типа Лондона, Берлина и Парижа, порой просто диву даются, после разных переименований в России.  Санкт-Петербург вдруг становится Петроградом, затем Ленинградом, наконец снова Санкт-Петербургом. Поселок с романтическим названием Набережные Челны превращается в город Брежнев, затем снова в Набережные Челны. Оренбург побывал Чкаловском, Пермь – Молотовым, Ижевск – Устиновым, Рыбинск – Андроповым. Откликаясь на злобу дня город Луганск менял названия пять раз. После гражданской войны он стал Ворошиловградом, после развенчания «культа личности» - снова Луганском, после смерти Клима Ворошилова – опять Ворошиловградом, ну а во время «перестройки» - вновь Луганском. Жители паспорта менять не успевали…

   По этой части городу Сочи повезло, начиная с 1896 года его название не менялось никогда. Но зато сполна познали всю прелесть перемен сочинские улицы. Самые массовые изменения происходили после революции 1917 года, разоблачения «культа личности» в 1956 году, в начале перестройки в 1985 году. pravo-msk.com
Все делалось кулуарно, обыватели узнавали о переменах задним числом. 

   Была, например, в Сочи в начале ХХ века улица Батрацкая. После революции, естественно, батраков не стало, все записались в комсомол. Улица стала Комсомольской. Сейчас не стало комсомола. Но улица живет именно с таким молодежным названием, хотя вся она сплошь застроена огромными коттеджами, принадлежащими исключительно новым русским буржуям. Надо понимать, комсомольцами они остаются в своей душе…

   Еще один отличный пример. Улица Мещанская в Сочи после революционных событий стала своим названием всех раздражать. Пролетарский писатель Максим Горький заклеймил реакционные нравы городских обывателей - мещан в одноименной пьесе «Мещане». И что же, улица стала Кооперативной. До сих пор с таким названием и существует, хотя про кооперативы в стране давным-давно ничего не слыхать. По-новому они называются либо «ЗАО» или «ИЧП», что для названия улицы явно не годится.

   Не были забыты в Сочи и революционные вожди. Улица Пластунская стала Войковской, Надеждинская – Воровского, Московская – Орджоникидзе. В Адлерском районе появились улицы Ленина и Ульянова, разумеется, в честь одного и того же человека. Был еще переулок Ильича, не удивляйтесь, в его же честь. Тогда же Ремесленный переулок получил громкое название – Сталинский проспект. Когда выяснилось, что Иосиф Сталин был не только выдающимся государственным деятелем, но и «тираном», проспект переименовали, он стал Курортным проспектом.

   Улица с прекрасным названием Набережная тоже пережила серию изменений. Однажды ни с того, ни с сего получила странное название – улица 60-летия Конституции СССР. Название не прижилось, стали называть проще – Конституции СССР. Однако не стало СССР, все стали звать улицу просто улицей Конституции. Таблички на домах до сих пор самые разные, кому что нравится. Пожилые горожане до сих пор именуют улицу Набережной.

   А вот и еще одна история с географией. В конце XIX века знаменитый московский купец Николай Мамонтов купил в центре Сочи участок земли, построил на нем виллу «Вера». Проходившая по склону горы ближайшая улица получила название – Мамонтовский спуск. После бурных революционных перемен купец был зачислен в число враждебных элементов, улице было решено присвоить более современное имя. Пролетарское! Но не может же быть на свете Пролетарского спуска? Конечно нет! Тогда городские начальники нашли изящный выход, взглянули на ситуацию с другой стороны. Ведь это с одной стороны виден спуск, с другой-то стороны – это подъем. Вот и стал Мамонтовский спуск Пролетарским подъемом.

   Удивительнее всего, что в это же самое время в Сочи появилась замечательная традиция растительной топонимики, присущей исключительно нашему прекрасному южному городу. Как здорово зазвучало - улицы Вишневая, Персиковая, Яблочная, Инжирная, Сливовая, Земляничная. Даже знаменитый композитор Юрий Антонов это отметил, сочинив популярную в свое время песню «Пройдусь по Абрикосовой, сверну на Виноградную…» Посвящалась она, разумеется, городу Сочи.

   А Мамонтовский спуск так до сих пор и называется Пролетарским подъемом. Хотя купец Николай Мамонтов давно реабилитирован и зачислен в разряд самых уважаемых горожан, а пролетариата в стране просто-напросто не стало. Но вернуть прежнее название никто не решается. Кто его знает, как повернутся события дальше, не придется ли опять чего-нибудь менять…                                              

 Арина АНТОНОВА

 На снимках: Сочи. Мамонтовский спуск и Пролетарский подъем в разные годы. Материалы предоставлены коллекцией «Аибга».

рейтинг новости: 
ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ:

СЪЕДОБНЫЙ СОЧИ

  • 02 июл, 22:17

БОМЖ-IN-ТУР

  • 17 сен, 09:31

ПРОШУ ВЕРНУТЬ...

  • 13 авг, 08:28

СТАЛИН И СОЧИ

  • 22 апр, 18:47

ТОГО ЕЩЕ БУДЕТ

  • 09 апр, 12:03
КОММЕНТИРОВАТЬ

ТЫ МЕНЯ ЖДЕШЬ

  • 04 март 2024, 22:47
  • 0

СЫН ОФИЦЕРА. Очень личное

  • 22 февраль 2024, 09:49
  • 0
Фотовитрина