! Сегодня
 

ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ: последний подвиг первого космонавта планеты

ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ: последний подвиг первого космонавта планеты Юрия Гагарина


Необычную версию катастрофы самолет,на котором первый космонавт планеты выполнял тренировочный полет выдвинул в 1996 году очевидец катастрофы, полковник Леонид Ступников. Все сообщения о ней были засекречены, поскольку раскрывали ряд военных тайн Советской армии…

  27 марта 1968 года в наши дома пришло горе. Во время тренировочного полета погибли первый космонавт планеты Юрий Гагарин и его инструктор Владимир Серегин. В официальном сообщении говорилось, что их самолет разбился в районе города Киржача Владимирской области.

    Через несколько дней после трагедии был опубликован акт Государственной комиссии о причинах катастрофы. Крайне запутанный документ. Вот его полный текст: «Наиболее вероятной причиной гибели Юрия Гагарина и Владимира Серегина был резкий отворот самолета с целью избежать столкновения с шаром-зондом. Менее вероятной причиной был отворот самолета от верхней кромки облаков. В результате резкого отворота самолет вышел на критические углы полета, сложная метеорологическая обстановка затруднила управление и экипаж погиб».

   Разумеется, этим словам никто не поверил. Какие такие шары-зонды в зоне тренировочных полетов? Какие это резкие отвороты от границы облаков стали делать едва ли не лучшие летчики страны? Что-то не так! И сразу же стали появляться различные версии, начиная от научных и заканчивая обывательскими.

    - Самолет МИГ-15, пилотируемый Юрием Гагариным и Владимиром Серегиным, резко отвернул от ракеты, случайно запущенной с соседнего полигона...

    - Да что говорить, убили Юрку. Он на каком-то приеме чуть не самому Леониду Брежневу надерзил...

     - Зачем спорить, пьяными были оба, летели на охоту, лосей бить, за верхушки берез зацепились...

   Потом стали выходить книги с изложением таких версий.   Космонавт Алексей Леонов утверждал, что в том же районе, где совершали тренировочный полёт Юрий Гагарин и Владимир Серёгин, шли испытания самолёта Су-15, взлетевшего с аэродрома в Жуковском. По разграничению, тренировочные полёты космонавтов должны были проходить на высоте до 10 тысяч метров, а испытания истребителя — выше. Однако Су-15 нарушил режим полёта и спустился до высоты порядка 450 метров. Уходя на форсаже на свой эшелон, Су-15 прошёл в облаках на расстоянии 10—15 метров от самолёта Юрия Гагарина и Владимира Серёгина на сверхзвуковой скорости и возмущённым потоком вогнал их самолёт в спираль, выйти из которой лётчики не успели, столкновение с землёй наступило через 55 секунд. Тайны в этом нет, а есть разгильдяйство и нарушение режима полётов, - писал Алексей Леонов.

   Вскоре лётчик-испытатель Степан Микоян в своих мемуарах выразил сомнение в том, что самолёт Юрия Гагарина и Владимира Серёгина вошёл в штопор именно из-за попадания в вихревой след другого самолёта. После катастрофы проводились специальные испытания аналогичного тренировочного самолета, которые показали, что попадание его в «струю» не приводит к сваливанию в штопор. Наиболее вероятной причиной, приведшей к катастрофе, Степан Микоян считал уклонение или столкновение с метеорологическим зондом.

   Профессор Сергей Белоцерковский в своей брошюре пришел к выводу, что летчики допустили серию грубых ошибок, что и стало причиной аварии. После этого он приводил длинный перечень мелких недочетов, которые часто допускают пилоты, дескать, у Юрия Гагарина и Владимира Серегина все эти недостатки сложились вместе и произошла катастрофа.   

    Словом, тайна до сих пор остается тайной, и, вероятно, никогда уже не будет раскрыта. Мне только всегда досадно становилось, что самым грязным версиям о причинах этой трагедии люди всегда были готовы поверить, а самым героическим не верили. А героическая версия тоже была. В 1996 году газета «Черноморская здравница» опубликовала беседу с полковником Леонидом Ступниковым, который после выхода в отставку проживал в Сочи. Вот что он вспоминал:

   «После Гомельского радиотехнического училища войск ПВО страны и Харьковской радиотехнической военной академии служил во Ржеве и на Камчатке. В 1965 году в звании лейтенанта прибыл в испытательную часть, располагавшуюся в военном городке чуть севернее Ногинска. Упоминать о нем строго запрещалось, он был частью противоракетного щита Москвы. Аэродром «Чкаловский», с которого отправился в свой последний полет Юрий Гагарин, находился западнее. Поскольку у нас была закрытая зона, то полеты самолетам над городком не разрешались, они летали либо севернее, либо южнее нас. Однако 27 марта 1968 года мы увидели боевой самолет прямо над нашими домами. Примерно в 10 часов утра вместе с группой офицеров возвращались с ночной смены. Помню, шли вместе с Володей Журавлевым, Вячеславом Романовским, Володей Пузиковым, Игорем Морозовым. Работа накануне выдалась тяжелая, все думали, вот, придем домой, отоспимся, как следует. Вдруг из-за облаков вынырнул самолет МИГ-15. Мотор у него не работал. Высота - 400 метров, как раз летчикам надо прыгать, ниже поздно будет. Они бы спаслись, но машина угодила бы как раз в квартал наших жилых домов и в здание госпиталя. Нет, видим, никто не прыгает, пытаются машину выровнять. Дотянул самолет до окраины городка, высоту потерял. Пошел над лесом, там еще речка Шерна протекает, за ней начинается Владимирская область. Перелетел речку. А минуты через полторы взрыв раздался. Володя Журавлев еще сказал, видать какой-то летун отлетался. Разошлись мы по квартирам, отоспались, а утром следующего дня включаю радио, сообщают, что погибли Юрий Гагарин и Владимир Серегин. Многое тогда ясно стало...

   - Выходит, они ваш городок просто спасли?

   - Выходит так!

   - Так что же вы молчали все эти годы?

   - Знаете, люди мы военные, язык за зубами хранить научены. Да я просто убежден был, что начальству доподлинно известно, что Юрий Гагарин и Владимир Серегин ценой своих жизней секретный боевой объект спасли. Только сказать всем нельзя, поскольку это военная тайна…»

    Конечно, множество неясностей в этой истории еще остается. Что же случилось с самолетом над облаками, почему у него остановился двигатель, почему летчики сбились с курса и залетели в запретную зону? Но в одном полковник Леонид Ступников был убежден твердо. Уже собираясь катапультироваться, летчики вынырнули из-под облаков и прямо перед собой увидели жилые дома. Сразу отвели машину в сторону и упали в лесу. Несколько сотен жизней спасли…

   Перед своим историческим полётом в космос 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на всякий случай написал своим родным прощальное письмо. Долгое время никто о нем не знал, космический полет прошел успешно. И только после авиакатастрофы под Киржачом письмо вручили супруге первого космонавта Валентине Гагариной. Вот это письмо:

   "Здравствуйте, мои милые, горячо любимые Валечка, Леночка и Галочка!

   Решил вот вам написать несколько строк, чтобы поделиться с вами и разделить вместе ту радость и счастье, которые мне выпали сегодня. Сегодня правительственная комиссия решила послать меня в космос первым. Знаешь, дорогая Валюша, как я рад, хочу, чтобы и вы были рады вместе со мной. Простому человеку доверили такую большую государственную задачу — проложить первую дорогу в космос!

   Можно ли мечтать о большем? Ведь это — история, это — новая эра! Через день я должен стартовать. Вы в это время будете заниматься своими делами. Очень большая задача легла на мои плечи. Хотелось бы перед этим немного побыть с вами, поговорить с тобой. Но, увы, вы далеко. Тем не менее я всегда чувствую вас рядом с собой.

   В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться. Но сам я пока в это не верю. Ну а если что случится, то прошу вас и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя. Ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина. Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я. Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны. В этом тебе поможет государство. Ну а свою личную жизнь устраивай, как подскажет тебе совесть, как посчитаешь нужным. Никаких обязательств я на тебя не накладываю, да и не вправе это делать. Что-то слишком траурное письмо получается. Сам я в это не верю. Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь, и мне будет стыдно перед самим собой за эту мимолётную слабость. Но если что-то случится, ты должна знать всё до конца.

   Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая. Когда-то ещё в детстве прочитал слова Валерия Чкалова: «Если быть, то быть первым». Вот я и стараюсь им быть и буду до конца. Хочу, Валечка, посвятить этот полёт людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке.

   Надеюсь, что через несколько дней мы опять будем вместе, будем счастливы. 

   Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будет возможность, то помоги в чём-нибудь. Передай им от меня большой привет, и пусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им не положено было знать. Ну вот, кажется, и всё. До свидания, мои родные. Крепко-накрепко вас обнимаю и целую, с приветом ваш папа Юра. "

 Юрий Гагарин был героем 12 апреля 1961 года, когда первым в мире стартовал в космос. Он был героем и 27 марта 1968 года, когда спас солдат и офицеров военного городка, затерянного в лесах Подмосковья. В этом был уверен очевидец его подвига, полковник Леонид Ступников. В это хочется верить всем нам…


Арина АНТОНОВА,

студентка Высшей школы экономики,

специально для "Сочи-новости"
Фото из коллекции "Аибга"

рейтинг новости: 
ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ:

ГАГАРИН И СОЧИ

  • 11 апр, 17:48

СТАЛИН И СОЧИ

  • 22 апр, 18:47
КОММЕНТИРОВАТЬ

ТЫ МЕНЯ ЖДЕШЬ

  • 04 март 2024, 22:47
  • 0

СЫН ОФИЦЕРА. Очень личное

  • 22 февраль 2024, 09:49
  • 0
Фотовитрина