! Сегодня
 

БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ ОБЪЯВЛЕНЫ В РОЗЫСК: следы теряются на Черноморском побережье Кавказа

БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ ОБЪЯВЛЕНЫ В РОЗЫСК: следы теряются на Черноморском побережье Кавказа

 

Следы рукописей самых значительных произведений великого писателя Федора Михайловича Достоевского около 100 лет тому назад затерялись на Черноморском побережье Кавказа. Однако сейчас появилась надежда, что уникальные листы могут отыскаться…

В ноябре 2022 года на блошином рынке в Чистяковской роще Краснодара в продаже появилась коллекция редких почтовых марок Анны Сниткиной (Достоевской), вдовы знаменитого русского писателя. Продавал марки пенсионер станицы Раевской, что близ Новороссийска, он случайно  обнаружил раритеты на заброшенном чердаке своего дома. Ценности марок мужчина не представлял, наобум попросил 30 тысяч рублей за весь альбом, и был очень удивлен, когда первый же знающий покупатель, не торгуясь, выдал ему эту  сумму. Судя по котировкам сайта «Антиквариат», стоимость такой коллекции должна быть в 10-12 раз больше…

Однако гораздо сильнее, чем филателисты, этим сообщением заинтересовались литературоведы. И не случайно, ведь история с пропавшей на Черноморском побережье Кавказа частью литературного наследия Федора Михайловича Достоевского до сих пор остается одной из самых таинственных загадок в истории нашей страны.

Великий писатель умер в январе 1881 года, оставив вдове богатое наследство – более 40 тысяч рукописных листов. Из них пять тысяч листов – рукописи знаменитых романов, остальное - письма и деловые бумаги. Всю оставшуюся жизнь Анна Сниткина (Достоевская) посвятила обработкеархива, его передаче на вечное хранение. В 1900 году она написала завещание, согласно которому права на издание произведений писателя передавала его сыну Федору, а права на рукописи – внукам Андрею и Федору. Первую часть обработанных рукописей она положила на хранение в сейф Государственного банка в Санкт-Петербурге, вторую часть передала в Исторический музей на Красной площади Москвы. Значительная часть литературного наследства Федора Достоевского оставалась еще необработанной и хранилась в семье.

В 1913 году за 1359 золотых рублей вдова писателя купила из числа казенных территорий земельный участок N 50 в окрестностях Сочи. Это были 2 десятины фруктового сада и 11 десятин леса, на которых разместилось имение «Отрада». Каждый год, с апреля по ноябрь Анна Сниткина (Достоевская) работала в своем дачном доме над систематизацией рукописей мужа, передавая затем на хранение новую обработанную часть.

   В феврале 1917 года в Петрограде произошла буржуазная революция. Опасаясь потрясений в бушующем городе, Анна Сниткина (Достоевская) собрала все оставшиеся бумаги, добавила к ним свою коллекцию редких почтовых марок, и уехала на Черноморское побережье Кавказа. Однако страшные перемены застали ее и здесь. Работавший много лет сторожем и садовником в имении «Отрада» Тимофей Овчар вдруг взбунтовался, объявил, что он и есть тот самый «трудовой элемент», который сейчас должен всем командовать, и буквально взашей вытолкал пожилую женщину из дома. Через порт Туапсе Анна Сниткина (Достоевская) уехала на торговом судне к сыну в Ялту, где вскоре и умерла. В начале 1918 года имение «Отрада» ограбили неизвестные громилы, забрав среди прочего и все рукописное наследие. Были похищены многие главы романов «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы», письма друзьям, деловые бумаги, касающиеся отношений с издательствами.

Тогда на Черноморском побережье Кавказа власти менялись очень часто, вначале были грузинские националисты, затем «белые» деникинцы, потом «зеленые» бандиты, словом, порядка не было никакого. Приход в Сочи Красной армии в мае 1920 местные жители встретили с большими надеждами – хоть какой-то будет порядок. И не ошиблись! Созданные Советской властью органы милиции начали настоящую борьбу с преступностью. Вскоре в Туапсе был задержан бывший поручик царской армии Николай Вронский, при котором было обнаружено «два пуда бумаг» - рукописей и писем Федора Достоевского. Их вернули в имение «Отрада», вокруг которого уже возникло два небольших поселка – Дубравный и Каштаны. Через несколько лет, уже после установления Советской власти в Грузии, часть литературного наследия была выкуплена в Тбилиси у некоего Владимира Мгалоблишвили. Эти бумаги направили уже прямиком в Москву. 

Тем временем вдачном доме имения«Отрада» прочно обосновался «трудовой элемент» Тимофей Овчар.Жил он здесь незаконно, и вскоре Советская власть взяла его «за жабры». В своей объяснительной записке следователю он написал: «В 1913 году я поступил сторожем и садовником на участок жены Федора Достоевского в Сочинском районе. После революции, когда участок был брошен, я со своей семьей продолжал на нем жить и его обрабатывать. Когда в 1924 году Сочинская РАЙЗИ взяла брошенные участки на учет и стала заключать договора с арендаторами, я оформил бывший участок жены Федора Достоевского себе в аренду…».

   Хорошо, а где хранившиеся в доме бумаги? Тут Тимофей Овчар пояснил, что еще раньше по распоряжению председателя Адлерского революционного комитета Ивана Карпухина большая часть обстановки дачи и вся библиотека были переданы уполномоченному милиционеру Владимиру Чудову. Ему было поручено все доставить в административный центр Северо-Кавказского края, город Ростов-на-Дону. Сохранилась расписка Владимира Чудова. Рядом прилагалась пометка комиссии Адлерского революционного комитета, что вещи, книги, документы с дачи вдовы Федора Достоевского «Отрада» тщательно упакованы и на двух подводах отправлены в донскую столицу. Но в Ростов-на-Дону никаких рукописей, связанных с Федором Достоевским, не поступало. Уполномоченный милиционер Владимир Чудов, который сопровождал важный груз, бесследно исчез. Это произошло в 1926 году на маршруте «Сочи - Новороссийск - Краснодар - Павловская - Ростов-на-Дону». Искатьмилиционера и ценный груз никто серьезно тогда не стал. На Кубани и на Дону начиналась коллективизация, бандитизма было выше крыши.

  Дальнейшие события развивались таким образом. Все рукописи писателя Федора Достоевского, хранившиеся в сейфе Государственного банка в Санкт-Петербурге, были переданы в Центрархив. Сюда же поступили бумаги, выкупленные в Тбилиси. После реорганизации в 30-х годах ХХ века, документы, связанные с деятельностью писателя, были переданы в Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), это хранилище сейчас находится в Москве, на улице Выборгской, 3. В фонде за номером 212 «Федор Достоевский» насчитывается 372 единицы хранения, около 7 тысяч листов.

   Материалы, находившиеся в Историческом музее на Красной площади Москвы, хранились здесь до 1929 года. Затем их передали в отдел рукописей Государственной библиотеки СССР имени В.И.Ленина. Этот отдел рукописей располагается в знаменитом московском Доме Пашкова на улице Воздвиженка, 3/5. Огромную работу в 1935-1938 году здесь провели две скромных женщины Фекла Коншина и Виктория Федорова, которым отечественная культура России обязана просто в ноги поклониться. Все сберегли, все систематизировали до листочка. Сейчас в фонде за номером 93 «Рукописи Федора Достоевского» насчитывается 2010 единиц хранения, это 20.532 листа. 

   Таким образом, в наших архивах не достает более 12 тысяч рукописных листов великого писателя. Главным образом – это тексты трех его знаменитых романов «Бесы», «Братья Карамазовы» и «Подросток». От большого 800-страничного романа «Братья Карамазовы» осталось только 116 рукописных страниц. От знаменитой главы «Великий инквизитор» не осталось ни одной строчки.

По поводу недостающих рукописей Федора Достоевского несколько раз в Европе и Америке поднималась газетная шумиха. Существовала устойчивая версия, что однажды главы «Братьев Карамазовых» приобрел на черном рынке знаменитый австрийский писатель Стефан Цвейг. Но затем Венская библиотека, где хранится его наследие, подобные слухи опровергла. Не подтвердилась и версия о передаче этих рукописей в Президентскую библиотеку США, туда еще во времена СССР несколько раз летали специалисты, ничего не обнаружили. Остается только черноморский след «Братьев Карамазовых». На него литературоведы надеются до сих пор, и потому с таким интересом восприняли сообщение о найденной коллекции редких почтовых марок Анны Сниткиной (Достоевской). Ведь марки в 1926 году пропали вместе со всем ценным грузом, который на двух подводахсопровождалпропавший без вести уполномоченный милиционер Владимир Чудов. 

   Об этой коллекции редких почтовых марок Анны Сниткиной (Достоевской) известно не так много. Страничку воспоминаний в своих мемуарах оставил известный поэт-символист Валерий Брюсов, который сам был страстным филателистом. Начала собирать марки Анна Сниткина (Достоевская) в 1867 году. Обиделась, когда муж бросил реплику, дескать, женщины никогда не могут серьезно чем-либо заниматься в течение долгого времени. Сказала, что докажет обратное, пошла в книжный магазин, купила альбом и поместила в него несколько марок, снятых с конвертов свежей корреспонденции. В дальнейшем собирала только гашеные марки разных стран мира. Редкими можно считать почтовые миниатюры тех стран, которых на планете уже не существует. Например, марки королевства Бавария (ныне – часть Германии), султаната Джохор (ныне – часть Малайзии), британской колонии Виктория (ныне – часть Австралии). Украшением коллекции была выпущенная в 1868 году самая первая почтовая марка Оранжевой республики «Оранжевое дерево». Эта республика недолгое время существовала в Южной Африке.

Однако, конечно же, по своей ценности эта филателистическая коллекция не идет ни в какое сравнение с рукописными страницами великого романа «Братья Карамазовы», которые хранились с почтовыми марками в одном багаже. Как хочется верить, что эти рукописные листы тоже найдутся. Ведь нашел же старые марки на заброшенном чердаке своего дома пенсионер станицы Раевской…


 Арина АНТОНОВА, 

студентка факультета журналистики Высшей школы экономики,
специально для "Сочи-новости"

рейтинг новости: 
ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ:

ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ

  • 12 янв, 18:26

МЕМУАРЫ ТОРНАУ

  • 07 июл, 09:33

СТАЛИН И СОЧИ

  • 22 апр, 18:47
КОММЕНТИРОВАТЬ

ТЫ МЕНЯ ЖДЕШЬ

  • 04 март 2024, 22:47
  • 0

СЫН ОФИЦЕРА. Очень личное

  • 22 февраль 2024, 09:49
  • 0
Фотовитрина