! Сегодня
 

«КОМЕТА» В НОВОРОССИЙСК, КРУИЗЫ И ПОДВЕСНЫЕ ДОРОГИ

«КОМЕТА» В НОВОРОССИЙСК, КРУИЗЫ И ПОДВЕСНЫЕ ДОРОГИ: Сочи возвращается к «советским берегам»
     

В семидесятых годах прошлого века билеты на рейсы морских такси продавали прямо в порту. Впрочем, можно было рассчитаться и с водителем-судоводителем. Небольшие катера на подводных крыльях принимали на борт по 15-20 человек и развозили людей по морю во все районы Сочи. Это было намного быстрее, чем автобусом, а по времени в пути сравнимо с электричками «Ласточка». Да и передвигаться на свежем морском воздухе гораздо приятней, чем в салоне даже кондиционированного микроавтобуса бывшей заграничной марки, которую, уверен, успешно имортозаместят.

 На Красную Поляну «советские» сочинцы и гости курорта и вовсе летали вертолетом, билет стоил два рубля пятьдесят копеек. Это была единственная в Советском Союзе вертолетная пассажирская линия…

Недалеко от "Роза Хутор" вертодром существует до сих пор. А от сочинского вертодрома осталось одно название. «Вертодром» - это бывшая городская барахолка, а ныне мелкооптовый рынок. Правда, часть исторического вертодрома успело занять МЧС и использует его по назначению…

Да, да в адлерском аэропорту когда-то базировалась целая вертолетная «пассажирская» эскадрилья, которая занималась перевозками гостей и жителей курорта в Красную Поляну, горную Аибгу, а еще обеспечивала доставку древесины с горных делянок, что, безусловно, было намного гуманнее для природы, чем использование гусеничных тракторов…
Идеи из прошлого живут. Например, вертолетные экскурсии над горами с недавнего времени возобновила в Красной Поляне частная геликоптерная компания…

   
       
     ПРОШЛОЕ НАСТУПИТ СЕГОДНЯ

   Мелководный причал в сочинском морском порту работает до сих пор, но не ходят регулярные «Кометы» в Керчь и Батуми. Не добраться морем до Лазаревского, Адлера, Туапсе, Геленджика и Анапы. На мелководном причале стоят в ожидании хозяев и вылавливаемых у морского порта экскурсантов лишь прекрасные частные яхты…

   Автомобили, автомобили буквально все заполонили, хотя, конечно, «пробковая» проблема Сочи после зимней Олимпиады потеряла свою остроту и актуальность. Новых развязок и дорог построили великое множество и теперь, самое время, думать о диверсификации транспортной ситуации в Сочи. Пора просто вспомнить хорошо всё забытое. 
Как это у нас часто бывает новые идеи хранятся в прошлом любимого города…

Советские  идеи периодически достают из-под сукна времени, сдувают пыль времени и транслируют в XXI век.
Не так давно актуальная для Сочи тема «морского такси» вновь была «поднята со дна» на Главой курорта Алексеем Копайгородским. Градоначальник объявил о планах запуска такого сообщения.
Естественно, морское такси повысит туристическую привлекательность Сочи и разнообразит транспортное сообщение на курорте. Использовать для этого планируют портопункты, которые были реконструированы к Олимпиаде-2014. Перевозить пассажиров собираются на  небольших катерах на 15-20 человек. Запуск морского такси на курорте анонсируется из года в год. Одно время были даже туристические морские прогулки между Сочи и поселком Лазаревское, однако такие рейсы пока оказались слишком убыточны.
Вернулся к родным берегам и вопрос о морских круизах из Сочи. Пассажирский лайнер Astoria Grande в прошлом году побаловал туристов такими круизами. Надеюсь,  и в этом сезоне лайнер выйдет на турецкий и египетский маршрут. К сожалению, пока в тумане будущее круизов на внутренних водах Черного моря. Пару сезонов лайнер «Князь Владимир», приписанный к порту Сочи, начинал путешествия в мае, однако, на сайте компании нет конкретных сроков открытия круизной навигации в Крым и, конечно, это можно объяснить событиями, которые связаны с  безопасностью таких круизов.
Морские такси, круизы – все эти темы вновь стали актуальными для Сочи. Кстати, вспомнили и еще одну новую сочинскую идею из прошлого – «струнную маршрутку». Во времена СССР на сочинской горе Батарейка построили фуникулерную станцию. Планировалось, что в вагончике по канатной дороге можно будет спускаться в центр города и возвращаться домой за несколько минут. Такие «остановки» общественного воздушного транспорта думали сделать в разных микрорайонах города. Однако, идея не получила развития. Единственное, что ввели в строй это канатную дорогу для подъема туристов в парк «Дендрарий...».Да и еще несколько санаториев отгрохали «канатки» на свой пляж…
Теперь идея воздушно-канатного транспорта курорта возродилась из пепла. Более того, недавно промелькнуло сообщение о том,что в Сочи создана рабочая группа ,которая рассмотрела  инвестиционные проекты от ООО «АТОЛЛ» и ООО «ПОМА» по созданию пассажирской подвесной канатной транспортной системы на гору Большой Ахун. Если воплотят в реальность этот «подвесной» проект, то разгрузится автодорожный серпантин к Башне, построенный еще при Сталине.

Понятно, что объездные дороги вокруг Сочи, которые соорудили к Олимпиаде-2014, кардинально улучшили транспортную ситуацию в городе и курорте. И теперь, видимо, наступила «самое время» не останавливаться на достигнутом. Двигаться дальше – по пути внутригородских канатных дорог, морского такси и пассажирских внутригородских вертолетных авиарейсов. Например, почему бы не пустить «вертолетную маршрутку» между центром Сочи и Лазаревским. Тем более, что в Лазаревском остался «старый вертодром». Время в полете – 20 минут…
 А канатные дороги над городом – эта идея «из прошлого» вполне вписывается в планы дальнейшего развития Сочи.
Повторюсь, в середине прошлого века проект «висячих дорог» над городом обсуждался очень серьезно,конкретно и предметно. Зримым доказательством намерений до сих пор стоит «памятником архитектуры» та самая первая фуникулерная станция «воздушного автобуса», та самая - на горе Батарейка. Дальше такие станции планировались в центре города, в «горных» микрорайонах курорта – на Бытхе и улице Виноградной. Думали, связать «канаткой» и горные экскурсионные объекты Сочи – гору Ахун, Орлиные скалы, Ореховские водопады. Теперь этот струнный транспорт можно было назвать воздушной «Ласточкой», подвесной «электричкой».
Пора вспоминать.

        
ИДУЩИЕ ПО ВОЛНАМ


Да, будущее неотвратимо наступает из прошлого. Будоражит умы горожан и инвесторов. Не случайно министр транспорта России лично открывал обновленное здание морского вокзала "Мацеста".  Напомню, портопункт «Мацеста» построили еще в 1936-м году, и в то далекое время его можно было назвать транспортным хабом, куда стекались морской и наземный транспорт. Сливались в нём. На современном языке это был транспортно-пересадочный узел – ТПУ. Подобные «морвокзальчики-ТПУ» воздвигли почти по всей береговой северной линии Сочи – Лазаревском, Головинке, Лоо, Дагомысе, Хосте и Адлере.Стало быть, о морском такси заговорили не случайно – инфраструктура имеется.
Естественно, морские линии такси можно будет продлевать и дальше на Юг, вплоть до абхазской Гагры, Пицунды и Сухума.  Вдоль всех 145-ти километров пляжной полосы Большого Сочи. Тенденция «на реструктуризацию» транспортных потоков становится трендом Сочи. Более того, вопрос «на чем перевозить пассажиров по морю» решен, например, ярославскими судостроителями. Не так давно в Сочи проходил испытания первый морской экспресс, построенный ярославцами. Есть в Сочи и быстроходный «Грифон», готова новая «Комета»…
Стоит напомнить, что на тему «Развитию морского сообщения в России» Президент РФ проводил специальное совещание.
Теперь дело за малым, за малым «пассажирским» флотом-такси, который мог бы выполнять и маршрутные рейсы по морю вдоль берегов самого Сочи и на первых парах хотя бы до Новороссийска. Даже в ясельных группах детских садов Рио-де-Жанейро дети знают, что Сочи протянулся вдоль берега моря на 145 километров (в других источниках на 148 км.). Словом, море деятельности ограничено только Государственной границей. Да и морское такси-маршрутка в Абхазию может быть востребованным маршрутом и маршруткой…
После открытия портопунктов, круизов из Сочи  и планов к лету запустить «Грифон» с «Кометой» в Новороссийск , не буду впадать в нью-васюковскую эйфорию ещё о вертолетных и подвесных маршрутках.
В истории Сочи много гениальных  идей было подвешено в воздухе.

Приземлить их получалось далеко не всегда. 

 

Гайнан БОЧКАРЕВ


Ещё по теме:

ВЕРТОЛЁТНАЯ МАРШРУТКА:

https://сочи-новости.рф/main/6618-vertoletnaya-marshrutka.html

рейтинг новости: 
ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ:

СТАЛИН И СОЧИ

  • 22 апр, 18:47

ПОРТ ОЖИДАНИЯ

  • 22 фев, 13:46
КОММЕНТИРОВАТЬ

ТЫ МЕНЯ ЖДЕШЬ

  • 04 март 2024, 22:47
  • 0

СЫН ОФИЦЕРА. Очень личное

  • 22 февраль 2024, 09:49
  • 0
Фотовитрина