! Сегодня
 

ПЕРВЫЕ ОТКРЫТКИ СОЧИ: как создавались иллюстрированные почтовые карточки курорта

ПЕРВЫЕ ОТКРЫТКИ СОЧИ: как создавались иллюстрированные почтовые карточки города-курорта

 
 В 1870 году в Вене появились в продаже необычные почтовые карточки, на лицевой стороне которых были изображены различные виды австрийской столицы. Такие карточки все стали называть открытками, с короткими дружескими посланиями они полетели по разным городам мира. Мода быстро захватила всю Европу, открытки стали печатать в Великобритании, Германии и Франции. Предприимчивые россияне тоже не остались в стороне, в Министерство внутренних дел России посыпались заявки от коммерсантов, готовых взяться за изготовление открыток в нашей стране. Уже в 1895 году вышла в свет прекрасная серия иллюстрированных почтовых карточек с видами Москвы, во всем мире увидели, как прекрасен город, заложенный князем Юрием Долгоруким.


ВСЛЕД ЗА МОСКВОЙ

   
Ну а что же Сочи? В конце XIX века в небольшом уездном городке Черноморской губернии как раз зарождалось курортное дело. Отважные пионеры покупалиучастки земли, строили имения, начинали сдавать комнаты дачникам, желающим провести лето у моря.  Без хорошей рекламы при этом было не обойтись. В том числе и без открыток, которые лучше всего подтверждали, как хорошновый отечественный курорт. https://sochi.comfort-autoprokat.ru/

Первым это понял владелец имения «Михайловское» близ Мацесты, коммерции советник Михаил Зензинов, происходивший из семьи потомственных сибирских купцов. В Москве он держал на Кузнецком мосту «Торговый дом братьев Зензиновых», а в Сочи занимался развитием целебных источников Мацесты, хлопотал о появлении в городе первых омнибусов (автобусов) и телефонов. В 1903 году коммерсант решил издать серию открыток с видами Сочи, особенно имения «Михайловское». Делать фотографии и печатать почтовые карточки Михаил Зензинов поручил работникам московского салона «Фототипия Шерен, Набгольц и Ко». На оборотной стороне открыток ставилась пометка «Издание М.М.Зензинова».  Всего коммерции советником было выпущено более 300 видов открыток. Одна из них стала хрестоматийной, общий вид Сочи в самом начале ХХ века. Другая, словно передавала привет будущим потомкам, на ней запечатлелисемью Михаила Зензинова, дружно пьющую чай на веранде большого дома имения «Михайловское».  

 

  ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ АППАРАТ «РЕФЛЕКС»


Незадолго до этого, а точнее в 1902 году жизнь приморского города всколыхнуло еще одно незаурядное событие. Владелец дачного имения «Флора», помощник секретаря Сочинского сельскохозяйственного общества Николай Сутковой привез из Санкт-Петербурга первый фотографический аппарат. Это была зеркальная камера «Рефлекс», произведенная отставным штабс-капитаном Ильей Карповым в его знаменитой «Мастерской на Невском проспекте, дом 60, вход со двора». С помощью этой зеркальной камеры Николай Сутковой начал создавать фотографическую летопись Сочи. Снимки делал самостоятельно, а печатные работы заказывал рабочим типографии, созданной при писчебумажном магазине «Труд» на улице Пластунской. На каждой открытке была пометка «Издательство писчебумажного магазина «Труд» по негативам Суткового». 

Сейчас такие открытки сочинцы рассматривают с большим удивлением. Неужели это наш город? Удивительно, но это так! На одной открытке изображены лодки-фелюги, лежащие прямо на пляжной полосе. В начале ХХ века в овраге, где сейчас стоит концертный зал «Фестивальный», было несколько ветхих домишек, в которых проживали турки. Овраг, разумеется, назывался Турецким. Занимались обитатели слободки перевозкой пассажиров с пароходов на берег. Делали это бережно и осторожно, чтобы никто не дай Бог, не замочил ног при переправе на берег.

В конце XIX века по Черноморскому побережью Кавказа было проложено Новороссийско-Сухумское шоссе. Через реку Сочи перекинули большой мост, развалины каменных оснований которого до сих пор можно наблюдать с набережной реки, от улицы Парковой.Этот мост Николай Сутковой тоже запечатлел на своем снимке, выпустил открытку. Однако с течением времени  фото стало представлять совершенно иной, чем прежде, интерес. Кого сейчас удивишь большими мостами? Да никого! Но на переднем плане снимка оказались буйволы, которые в жаркие дни валялись в прохладном русле реки Сочи. Тогда в городе числилось 1457 буйволов, которых владельцы использовали как тягловую силу, для перевозки тяжелых грузов. Сейчас в Сочи, разумеется, ни одного буйвола уже нет, но благодаря открыткам Николая Суткового память о них сохранилась.    

Запечатлел фотограф и «Китайскую беседку» в Ермоловском парке, который сейчас носит имя Михаила Фрунзе. В 1899 году городская управа выкупила у землевладельцев Арсения и Петра Верещагиных большой приморский участок для создания зоны отдыха. Новый городской парк получил имя в честь министра земледелия и государственных имуществ России Алексея Ермолова, который многое сделал для развитияСочи. Главными насаждениями здесь были остатки древесного леса - дубы, грабы, буки. Лес расчистили, проложили дорожки. Вдоль берега моря заложили главную аллею, на которой высадили магнолии, бананы и пальмы. В центре главной аллеи, на морском берегу возвели деревянную беседку с восточными архитектурными мотивами. Все стали называть ее «Китайской беседкой». Внутри беседки соорудили смотровую площадку, установили скамейки, по лестнице можно было спуститься прямо на пляж. Такое знаковое место очень полюбилось курортникам, а молодые сочинцы именно здесь стали назначать друг другу романтические свидания. Просуществовала «Китайская беседка» до начала реконструкции Сочи в середине 30-х годов ХХ века. Ее снесли при строительстве Летнего театра, взамен возведя чуть в стороне каменную ротонду, которая стоит до сих пор. Облик же «Китайской беседки» сохранился только на открытках, сделанных с негатива Николая Суткового.

   Во время Первой мировой войны, в сентябре 1916 года фотограф сделал очень редкий фотоснимок. Из Ермоловского парка ему удалось заснять проходившие мимо Сочи боевые суда Черноморской эскадры. Благодаря этим кораблям в военные годы российские приморские города были избавлены от обстрелов немецких крейсеров, которые курсировали по Черному морю. Тогда, глядя на военно-морскую мощь российского флота, никто и подумать не мог, что вскоре в стране начнется революция, с немцами будет подписан Брестский мир, и русские моряки-черноморцы, чтобы не сдавать корабли врагу, затопят их в Цемесской бухте.

  

ИВАН КОРЕНЕВИЧ ОТКРЫЛ ПИСЧЕБУМАЖНЫЙ МАГАЗИН


Третьим зачинателем открыточного дела в Сочи стал энергичный предприниматель Иван Кореневич. В городском архиве не сохранилось данных, откуда он приехал в приморский город. Однако его появление горожане сразу оценили по достоинству. Сразу по приезду Иван Кореневич заметил, что в Сочи безобразно обстоят дела с доставкой школьных учебников, справочной литературы и канцелярских принадлежностей. В самом начале улицы Пластунской (ныне Войкова) Иван Кореневич открыл писчебумажный магазин «Труд» и быстро наладил доставку в Сочи на пароходах из Новороссийска детских азбук, букварей, словарей, ручек, чернильниц, арифметических линеек и тому подобных предметов. По соседству, в деревянном здании работала первая в Сочи типография, которой владел Михаил Анисимов. Сам хозяин был одновременно и наборщиком, вместе с ним трудились печатник, переплетчик и мальчик, который вертел колесо печатной машины. Будучи человеком преклонного возраста, в 1907 году Михаил Анисимов собрался на покой, уехал к родственникам в Одессу. Тогда его печатные станки выкупил Иван Кореневич, который взялся еще и за полиграфические заказы. Решил среди прочего печатать и открытки, но для этого требовались хорошие фотографии с видами Сочи. Предприниматель занялся поиском фотографов-любителей.

Ему быстро улыбнулась удача. Вначале по соседству обанкротились сочинские фотографы братья Агафуровы, пытавшиеся издавать открытки. У них Иван Кореневич оптом забрал все заготовки, довел дело до ума, выпустил прекрасную серию иллюстрированных почтовых карточек. А затем произошло еще более знаменательное знакомство. За несколько лет до этого на Хлудовской стороне был построен дом, который летом в виде дачи использовала семья обрусевших немцев по фамилии Штейп из Москвы. Два брата Владимир и Николай Штейпы были любителями горных походов, интересовались флорой и фауной Кавказа, увлекались фотографией. В походы они ходили по окрестностям Красной Поляны, в верховья Мзымты, на хребет Ачишхо и на озеро Кардывач. Предприимчивый Иван Кореневич разыскал братьев, договорился с ними о выгодном сотрудничестве, стал выкупать сделанные в горах снимки. Начиная с 1909 года, в продаже начали появляться открытки с видами Красной Поляны, на обороте которых стояли пометки «Издательство писчебумажного магазина и типографии И.А.Кореневича».

                    
ОТКРЫТКИ «ВСЕМИРНОГО ПОЧТОВОГО СОЮЗА»

  
 Население Сочи в ту пору было очень многонациональным. На местном базаре русская речь смешивалась с говором армян, грузин, турок, адыгов и так далее. Однажды Иван Кореневич, словно задумываясь о просвещении потомков из ХХI века, сфотографировал на рынке колоритного кавказского торговца, даже издал массовым тиражом открытку. На долгие годы сохранилась приветливая улыбка этого торговца.

   Предпринимателю Ивану Кореневичу принадлежало два серьезных достижения в этой сфере. Он первым начал выпускать в Сочи цветные открытки и первым получил лицензию на издание почтовых карточек под эгидой «Всемирного почтового союза». Это было очень престижно, открытки с видами курорта Сочи стали тогда разлетаться не только по России, но и по разным странам мира.

   Не так активно, но с большим успехом занимался изготовлением открыток распространитель газет, владелец первого в Сочи велосипеда Прохор Ганьков. Пометка на обороте его открыток была простенькой - «П.Ганьков». Но именно ему выпадала удача становиться свидетелем многих интереснейших городских событий. В 1913 году отмечалось 75 лет со дня основания города Сочи. В честь юбилея отставной адмирал Леонид Долинский решил подарить горожанам памятник «Якорь и пушка». Старинную пушку в центре города нашли быстро, а вот огромный якорь обнаружили только в поселке Якорная Щель, где он валялся прямо на пляже. Когда якорь перевозили с помощью быков, по дороге проезжал Прохор Ганьков. Щелкнул затвором фотоаппарата, и навсегда сохранил для истории память об этом удивительном грузовом рейсе.  

   Примерно в это же время в продаже появляются открытки с видами Сочи, изданные в Новороссийске и Одессе. В Новороссийске этим занимались братья Борисовы. Они вели торговлю книгами и газетами, а на вырученные средства издавали открытки с видами Черноморского побержья Кавказа. На открытках с пометкой «Изд.Братьев Борисовых» можно увидеть старинные улицы и парки не только Новороссийска, но и Анапы, Геленджика, Сочи. В Одессе открытки стал издавать, как он представлялся, «Купеческий сын» Михаил Пиковский. Судя по всему, получал рекламные заказы от руководства Российского Общества Пароходства и Торговли (РОПиТ), которое выполняло на пароходах рейсы на Крымско-Кавказской морской линии. На открытках с надписью «Фототипия М.Пиковского. Одесса» можно было увидеть виды портовых городов, не только Одессы, но и Новороссийска, Севастополя, Туапсе, Ялты, ну и конечно же Сочи.


АГЕНТЫ СТОКГОЛЬМА


Вскоре сочинскими видами заинтересовалась и заграница. Агенты расположенной в Стокгольме знаменитой шведской полиграфической фирмы «Гранберг» приехали в Сочи, скупили лучшие фотографии в фотоателье братьев Каландаришвили, начали печатать открытки с пометкой «Акц. об-во Гранберг в Стокгольме». В 1912 году в Сочи побывал основатель цветной фотографии в России Сергей Прокудин-Горский. По просьбе императора Николая II он объезжал великую страну, стремясь в лучшем виде запечатлеть все ее достопримечательности. В Сочи Сергей Прокудин-Горский сделал целую серию фотографий, на базе этой коллекции также выпускались открытки.

   Так в Сочи начинались открыточные дела. Шли они весьма успешно, свою миссию по рекламе курорта иллюстрированные почтовые карточки успешно выполняли. После революции в России производству открыток был придан уже государственный масштаб, тиражи стали измеряться миллионными цифрами. Но самые первые почтовые карточки Сочи сохранились во многих российских домах, особенно в собраниях коллекционеров. Сейчас открытки уже стали яркими свидетелями того, каким был приморский город в самом начале ХХ века. Когда он только начинал свой курортный путь…

                                                   
Арина АНТОНОВА,

студентка факультета журналистики Высшей школы экономики (ВШЭ)

Фото предоставлено создателями коллекции «Аибга».

рейтинг новости: 
ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ:

СТАЛИН И СОЧИ

  • 22 апр, 18:47
КОММЕНТИРОВАТЬ

ТЫ МЕНЯ ЖДЕШЬ

  • 04 март 2024, 22:47
  • 0

СЫН ОФИЦЕРА. Очень личное

  • 22 февраль 2024, 09:49
  • 0
Фотовитрина